Геррит Томас Ритвельд (1888-1964) — дизайнер, архитектор, мебельщик, модернист и изобретатель, один из столпов жизнестроительной утопии ХХ века.
Родился в 1888 году. С 11 лет посещая вечернюю школу, помогал отцу делать мебель, потом оказался в учении у местного ювелира. В 1917 году открыл собственную мебельную мастерскую. Ритвельд — классический автодидакт: самостоятельно выучился рисунку, живописи и макетированию. Знатоки дизайна ХХ века ценят Ритвельда за качественный переход от ремесленного изготовления к концептуальному проектированию. Он придумывал мебель, которая была на порядок проще и cкромнее, чем все современные ему предметы. Ритвельду доставляло удовольствие упрощать, сокращать и экономить.
Весь его ранний опыт проектирования аккумулировался в деревянном кресле, сделанном летом 1918 года из семи направляющих, шести столбов, двух распорок и двух досок. Дизайнер поставил себе цель сделать предмет без массы и без объема, который бы «не вмещал пространство, а позволял пространству свободно протекать». Предмет был абсолютно революционным и технически настолько передовым, что с момента его появления дизайнеры то и дело стремились достичь той же цели.
Оригинальное кресло стало темой для публикации в De Stijl — журнале, учрежденном голландским художником и критиком Тео ван Дусбургом. Спустя семь лет Ритвельд раскрасил это кресло в красный, синий, черный и желтый цвет. Раскраска была интерпретирована как оммаж голландскому художнику-модернисту Питу Мондриану, самому известному члену объединения De Stijl, названного в честь одноименного журнала, но никаких документальных свидетельств того, что Ритвельд размышлял именно так, нет.
Красно-синий стул The Red Blue chair настолько сильно поразил воображение профессионалов и публики, что с течением времени оказался ключевым элементом музейных коллекций и обязательным фактом всех историй дизайна ХХ века. До сих пор он остается самым популярным произведением Ритвельда. Опередив другие его опусы, более инновационные, и даже те, что по концепции стоят ближе к сегодняшнему развитию дизайна.
Адепты модернизма стремились рассматривать его стул Zigzag 1932-1933 года как идеальный вариант упрощения формы. Еще более экстремальными выглядели стулья One-Piece, которые Ритвельд пытался делать из одного листа фанеры или алюминия с 1927 года. Их часто сравнивают со стульями Вернера Пантона 1960-х годов, чтобы показать, насколько передовыми были довоенные идеи Ритвельда. Набор мебели для самостоятельной сборки 1934 года Crate положил начало движению DIY («cделай сам»).
В общей сложности он спроектировал около пятнадцати предметов, но каждый был результатом нетривиального инженерного исследования. Знатоки творчества Ритвельда сетуют на то, что он мало заботился о самопродвижении: если бы его проекты имели более широкий резонанс, образ Ритвельда-дизайнера выглядел бы совсем по-другому. Его архитектурные постройки постигла та же участь.
Репутацию Ритвельда-архитектора определил, по сути, один проект — культовый дом Шрёдер в Утрехте, построенный в 1924 году, — трехмерное воплощение идей неопластицизма, дом-манифест, экспериментальное жилье, с совешенно новым ощущением пространства. Дом этот Ритвельд спроектировал для свой возлюбленной Трюс Шрёдер, состоятельной вдовы, которая не только интересовалась передовыми идеями, но и хотела воспитать детей в модернистском духе. (В школе дети тщательно скрывали, что живут в странноватом доме).
Элегантный и правильный, этот дом по праву считается одной из важнейших построек ХХ века. Позднее Ритвельд занимался социальным жильем. Но эти проекты незаслуженно остались в тени, так же как и его умение гуманизировать социальные объекты, о чем свидетельствует проект Института Верье для детей с ограниченными способностями в Кюрасао. В Голландии сохранилось несколько построек Ритвельда, главным образом послевоенных, среди которых ключевая — основное здание музея Ван Гога в Амстердаме, строительство которого было завершено в 1973 году, спустя девять лет после смерти автора.
Отношения с современниками складывались непросто. Проблемой было его простецкое происхождение. Ритвельд не был интеллектуалом и многие просто не воспринимали его всерьез. Этот снобизм был совершенно необоснован, особенно принимая во внимание, что сам Ритвельд стремился и писать, и преподавать.
Другая проблема состояла в том, что после «открытия» Ритвельд оставался на периферии «Де Стейла» и никогда так и не получил полной поддержки этого объединения. В восприятии международного профессионального сообщества он оставался в тени Тео ван Дусбурга. Ван Дусбург не помог, ему нравилось хвастаться, что он открыл Ритвельда в простом плотнике. Третья проблема заключалась в нем самом. У Ритвельда не хватало терпения тратить долгие годы на решение технических проблем. Современники воспринимали его дизайн как красивый, но чересчур экстравагантный. Но, как ни крути, именно благодаря этим качествам красно-синий стул и особняк Шрёдер заняли почетное место в анналах истории ХХ века.