Командная работа: Майк Шилов о хорошем дизайне, смелых концепциях и сотрудничестве с Salini
8 мая 2024 г.
Майк Шилов давно известен как успешный интерьерный и предметный дизайнер. В его портфолио предметы самых разных категорий: от мебели для гостиных и столовых до ковров и смесителей. В интервью для ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН Майк рассказал, какими принципами руководствуется в промышленном дизайне и какие качества ценит в брендахО хорошем дизайне
Есть две полярные точки зрения, между которыми я нахожусь где-то посередине. Одна — что хороший дизайн функционален и порой даже незаметен, но ощущается при использовании предмета. Альтернативная точка зрения — это дизайн, который громко заявляет о себе: шумный, яркий, замысловатый, и авторы такого дизайна мгновенно узнаваемы. Причем он необязательно неоклассический или «гламурный» — вполне возможен минимализм, если вспомнить, например, работы Карима Рашида. Я же люблю «переходный» дизайн — мне нравится идея дизайна, который соответствует моменту, улавливает «воздух времени», ощущение текущего момента. Хорошо, когда дизайн не является сиюминутным, а способен оставаться актуальным на протяжении долгого времени, когда он отражает определенные актуальные тренды, но при этом с уважением и интересом обращен к истории дизайна и мировой культуры в целом. Иначе в дизайне нет места для души. Стоимость может быть высокой или низкой, но предмет должен быть привлекательным для глаза, продолжать радовать спустя годы и не выглядеть устаревшим. Для меня хороший дизайн — это тот, который приносит удовольствие каждый день.
По теме: Майк Шилов: квартира в Милане
О роли деталей
Этими принципами я руководствуюсь и когда подбираю предметы для своих проектов. Мне неинтересно работать с вещами-пустышками, даже если это известная марка. Бездушный сиюминутный дизайн не дает никакого внутреннего наполнения, поэтому и я сам как дизайнер, когда работаю, стараюсь ловить внутренне этот вайб: когда возникает понимание, что в нарисованном мной предмете загорается живой огонек. Я начинаю с этим предметом взаимодействовать — и пока для меня предмет не «оживет», я никому его не показываю, а продолжаю думать и порой переделываю наполовину или больше. И только когда я чувствую, что предмет состоялся, перехожу к тонкой настройке — дорабатываю его деликатными мазками. Я верю в то, что маленькие детали — иногда разница в пару миллиметров — могут создавать большое впечатление.
О сотрудничестве с брендами
Я делаю каждый дизайн как будто подарок себе. Пока я над ним работаю, отправными точками служат не только исследование рынка и трендов, но в первую очередь анализ всех интересов и запросов бренда, который мне доверяет и поручает этот дизайн. Я смотрю, что уже сделала компания, какие проекты есть в ее каталоге, чем она известна, и дальше иду двумя, казалось бы, взаимоисключающими путями, но в моем дизайне они всегда пересекаются. Первый путь — идти в русле креативности бренда, в русле его истории, корпоративной культуры, эстетики. Второй путь — сделать для него то, что еще не делали. Эти два подхода я сплетаю вместе. Создаю дизайн в той манере, которая будет если не узнаваема, то по крайней мере понятна, приемлема для бренда, но отражено это будет «по-моему». Я хочу, чтобы бренды узнавали себя и при этом видели себя новыми: более свежими, более яркими.
О работе с Salini
Для бренда Salini, с которым я сотрудничаю уже четыре года, моей идеей было сохранить преемственность дизайна: это комфортные объекты, которые интуитивно понятны, удобны, приятны в использовании, для сантехники это очень важно. В то же время мне хотелось наделить их новыми чертами. В первый год работы мне удалось «переизобрести» ванну Luce. Эта «историческая» модель фабрики была большой, массивной и… уже довольно старомодной, тем более что минеральное литье претерпело технологические инновации, и из него стало возможно создавать более изящные продукты. Я сохранил узнаваемые формы ванны, но сделал ее более актуальной, скруглил все линии, превратив ванну в уютный кокон. Толщина материала уменьшилась, придав модели сходство с чашей из бисквитного фарфора. В результате ванна оказалась компактнее по габаритам, длиной всего 170 см, при этом осталась очень удобной и просторной внутри.
Для меня Luce — пример интерпретации удачного дизайна, что говорит о вдумчивом отношении бренда к своим бестселлерам. В прошлом году компания отправила эту ванну на конкурс Red Dot Design Award, и мы получили такую желанную награду! Это событие и вся наша совместная работа убедили и меня, и компанию, что мы подходим друг другу, хорошо чувствуем друг друга. Потому что, с одной стороны, я понял, как сделать продукт привлекательным и даже получить за него одну из главных премий в области дизайна. А с другой, компания сделала продукт именно таким, как я запросил. Хотя у ванны Luce сложная форма, довольно дорогая в производстве, мне не предлагали упростить дизайн. Мы с Salini поняли друг друга, и из этого доверия родился по-настоящему премиальный продукт.
О ванных комнатах
Само сотрудничество с Salini оказалось очень органичным, мне действительно нравится заниматься сантехникой, тем более что у меня уже был опыт разработки коллекции смесителей Hi-Rise для итальянского бренда Cisal — сейчас это хит продаж. Могу сказать, что «дизайн водной стихии» — отражение моего внутреннего очень серьезного отношения к теме ванных комнат: когда 15 лет назад я проектировал себе интерьер новой квартиры, в которой могло быть три спальни, я пожертвовал одной из них, чтобы сделать большую ванную с окном. По размеру она даже больше, чем спальня. Я всегда относился к теме ванных комнат очень внимательно, старательно подбирал все — от мебели и душевых систем до полочек и крючков. Я мог сэкономить на диване в своем кабинете, но выбирал лучшие смесители, поскольку понимал, что это предметы, которыми я буду пользоваться постоянно, регулярно, каждый день. И я хотел, чтобы мне было приятно к ним прикасаться, приятно пользоваться, чтобы все идеально работало. Это было больше 20 лет назад, когда я еще не был дизайнером и работал в журналистике, но уже с головой был вовлечен в дизайн как потребитель.
О продуктивности
Едва начав работать с Salini, я принял участие в организации коллаборации с итальянским дизайнером Маурицио Мандзони, результатом чего стала очень красивая коллекция сантехники Ninfea by Maurizio Manzoni, в работе над которой я выступал со стороны бренда как арт-директор. Дело в том, что, когда коллеги из Salini пригласили меня, они уже знали, что я не раз успешно работал с итальянскими компаниями, это было некой гарантией того, что во мне есть понимание качества Made in Italy. Несмотря на то что сейчас коллекции Salini производятся в России, материалы и стандарты остаются такими же, как в Италии. Четыре года спустя большая часть каталога Salini — уже мои дизайны. В том числе новинки, которые мы покажем совсем скоро. Это «восточная» коллекция Oriente, минималистская коллекция Cartella, новая большая ванна Platea, стильная коллекция раковин и мебели Armonia, элегантная встроенная ванна с гидромассажем Cascata. Интересная модель — сидячая ванна Oriente, напоминающая японские купели офуро. Она очень компактная, но комфортно в ней будет даже высокому человеку. Появятся и новые модели в уже существовавших линейках, которые мы развиваем.
О смелости
Некоторые мои проекты для Salini сначала оказывались слишком авангардными, как было с ванной Aria — она выглядит так, словно парит над полом. Ванна так сконструирована, что у нее нет видимой точки опоры. Эта модель была придумана как полет фантазии, сантехнический «концепт-кар». Я понимал, насколько она будет сложна в производстве, — ванну нужно собирать из пяти (!) частей, благо минеральное литье Salini позволяет создавать любые бесшовные объекты. Команда решила рискнуть и воплотить идею в жизнь. И когда бренд говорит «мы хотим рискнуть» — это самое ценное. Это значит, что ты с ним на одной волне. Дерзость — вообще очень важное качество для бренда. Потому что самые запоминающиеся, формирующие новые тренды проекты рождаются из смелых экспериментов.