Команда швейцарской школы дизайна ÉCAL успела пообщаться с дизайнером Гаэтано Пеше перед его уходом из жизни 4 апреля 2024 и, вдохновившись культовым креслом UP5, создала коллекцию мебели из губки. Работа Гаэтано Пеше из саморасширяющегося полиуретана была представлена в Милане в 1969 году, а линейка плоской мебели Under Pressure Solutions — на Неделе дизайна в Милане 2024.
По теме: Milan Design Week 2024: мебель из обрезков текстиля Paola Lenti
Коллекция Under Pressure Solutions, или UPS, представляет собой спрессованные листы целлюлозной губки, которые легко упаковать в плоские коробки — или даже в конверт. Затем достаточно погрузить губку в воду, чтобы буквально за несколько секунд получить один из 16 предметов мебели и аксессуаров из губки. Линейка включает стул, несколько столов и табуреток, полку, подставку для бутылок, вазу и корзину для бумаг.
Коллекция UPS разрабатывалась в течение двух лет в рамках исследовательского проекта под руководством Кристофа Губерана (Christophe Guberan) и его коллег, профессоров ÉCAL Энтони Гекса и Камиллы Блин (Anthony Guex и Camille Blin). Промышленные дизайнеры и ученые изучали свойства различных материалов, которые, во-первых, помогли бы значительно упростить транспортировку, во-вторых — были бы экологичными и, наконец, в-третьих — удобными в использовании. В список потенциальных материалов попали латекс и растительные волокна, но в конечном итоге целлюлозная губка оказалась «самой удивительной и самой многообещающей».
Разработанная еще в 1940-х годах губка обычно используется для изготовления бытовых аксессуаров и в бьюти-индустрии, но Губеран уверен, что возможности целлюлозной губки в производстве мебели практически неограниченны. «Целлюлоза — это натуральный материал, как и дерево, поэтому она может быть одновременно гибкой и прочной», — комментирует Кристоф Губеран.
Для своих экспериментов группа ÉCAL использовала стандартные листы прессованной целлюлозы. Команда испытала различные методы резки, фрезеровки и компоновки, чтобы увидеть, как они влияют на способность губки расширяться. «Самое незначительное изменение толщины приводит к совершенно иному поведению губки, — подытоживает выпускник ÉCAL Максвелл Эшфорд (Maxwell Ashford). — Это значит, что, по-разному влияя на материал, вы можете создавать уникальные 3D-объекты из 2D-листов».
«Мы хотели свести вмешательство к минимуму, чтобы изучить возможности губки и позволить ее естественному расширению определять форму мебели», — говорит команда ÉCAL. Некоторые предметы были созданы с помощью фрезерования на станке ЧПУ едва заметных канавок, которые после намокания резко увеличиваются.
Энтони Гекс (Anthony Guex) пошел другим путем: уложил три листа губки друг на друга и связал шнуром в центре. Так появились табуретка и журнальный столик в форме звезды, которые при намокании расширяются по принципу веера. Брайс Темпье (Brice Tempier) использовал губку, чтобы создать полку, форму которой можно изменять по желанию: при небольшом попадании воды детали снова становятся гибкими, что позволяет их переделать или отремонтировать, сгладив вмятины.
В двух других табуретах из коллекции, созданных Камиллой Блин и Крисом Кабелом (Chris Kabel), используется лазерная перфорация, которая помогает предметам быстрее затвердеть. Время высыхания мебели зависит от размера и климата и варьируется от нескольких часов до нескольких дней. А когда срок службы предметов подойдет к концу, их можно или переработать, или превратить в удобрение, уложив в почву на пару месяцев.