Tōmo: Мария Хомутова — о керамике и искусстве в концепт-сторе
23 июня 2024 г.
INTERIOR+DESIGN встретился с Марией Хомутовой, владелицей Tōmo, поговорили об идее создания места, связанного с керамикой, планах, представленных авторах и о том, что означает слово TōmoНа Новой Риге открылось концептуальное пространство Tōmo, объединяющее керамику, искусство и практику. Пространство включает выставочную зону, concept store, программу лекций от Masters, книжный магазин, который курирует команда LOBBY, а также мастерские для взрослых и детей. Важной частью проекта является керамика.
По теме: AZ/ART: центр современного искусства открылся в центре Москвы
В экспозиции представлены 11 керамистов, чьи работы можно увидеть как в известных московских галереях ULM, Vladey, Balchug Gallery, Sample Art, так и зарубежных арт-центрах и музеях Праги, Китая, частных коллекциях. Это работы сестер Чельцовых, Дарьи Орочко, Кати Емельяновой, Анны Панченко, Марины Акиловой, а также фотохудожника Тима Парщикова, скульптора Ника Белова, художниц Светы Исаевой и Милы Хализовой и других талантливых авторов. Над проектом работал дизайнер Илья Гульянц.
Идея и задачи пространства
«Tōmo в переводе с японского языка означает «друг». Таким образом мы хотим сказать, что мы не холодное галерейное пространство, а наоборот, очень дружественная площадка. Основная задача проекта — создать комьюнити Tōmo, внутри которого единомышленники смогут найти опору в сплоченности, творчестве и новых идеях. Также нам хотелось создать вариативность культурного досуга, доступного в крупных городах, но без затрат на дорогу. Мы находимся всего в 20 км от МКАД, на территории Novaya Riga Outlet Village».
«Вдохновляясь японской философией, мы создали сдержанную основу для искусства, — говорит автор проекта дизайнер Илья Гульянц. — Табуреты из матового оргстекла напоминают облака на японских акварелях, низкий диван глубоко изумрудного цвета обивки отсылает к иголкам бонсай, стол с основанием в форме кругов — восходящее солнце Японии, а ступенчатый подиум из бетонных блоков символизирует стремление к совершенству».
Ближайшие планы
«В наших планах запустить open call для керамистов, чтобы несколько художников создавали на нашей базе свое искусство. Мы бы помогали им с материалом и местом, у нас есть возможность представлять их на нашей площадке и продавать, если они будут готовы двигаться дальше. Я только за! Мне хочется, чтобы эта история максимально развивалась. Моя глобальная задача — показать керамику как вид искусства».
Художники и экспозиция
«В своем выставочном пространстве я вижу художников с понятным образованием. Если автор занимается некоей игрой — с публикой, с формой, с цветом, для этого нужна очень плотная, устойчивая база. Вот поэтому я придерживаюсь того, что у резидентов должно быть хорошее художественное образование. У меня представлено несколько художников. Мила Хализова работает с природными материалами — колосья, черный гипс. Очень красивая декоративная работа, но, помимо этого, там есть некое высказывание. Колосья как напоминание, отголоски родины, и черный гипс, который позволяет фигуре застыть, оставляя эту картину в пространстве в ожидающем режиме.
Света Исаева представлена абстрактной работой широкого формата — нежная, многослойная. Прекрасно вписывается в пространство. Скульптор Ник Белов работает не только с металлом, но и с деревом. В ближайшем будущем планирует представить для нас графику. Это следующий этап с точки зрения живописи. Я думаю, что мы начнем работать с графикой, с небольшими форматами. Многие художники к нам хотят попасть, и мы сейчас работаем в этом направлении.
Молодую художницу Анну Марамыгину я бы хотела представить на Blazar. Ее работы могут показаться наивными, но, если смотреть на всю историю в целом, в ней есть линия драматизма. Столики Дарьи Орочко — немножко японские работы, одни из моих любимых. Я бы очень хотела дать ей возможность развиваться дальше не только на территории России. У меня есть планы на зарубежную галерею.
При входе посетителей встречают бетонные блоки, выстроенные лестницей. На ступенях мы разместили легкие керамические работы Анны Панченко. Серия называется «Плоды». В некоторых из объектов спрятан керамический шарик, который создает звук при взаимодействии. Вступая в некий диалог или, наоборот, медитацию. Овечки Марины Кустовой — это, наверное, наш любимый предмет декора. Они очень позитивные. Это первое, что видят посетители при входе. Нам хотелось разбавить налет строгости в галерее».
Дети и вдохновение
«В книжном магазине представлены книги по искусству, архитектуре и дизайну. Есть и детский стеллаж с такой же тематикой. Дети — одна из главных ценностей проекта. Взрослый человек может принять осознанное решение — хочет он пойти на мастер-класс или нет, но, когда к нам приводят ребенка, мы очень этому рады и дадим полное сопровождение от детской литературы до возможности посмотреть на искусство. Заведем его в мастерские, где он сможет познакомиться с художником и его работами, создать что-то своими руками, это может дать ему базу в созидательном направлении — для меня это самое ценное. Я мама троих детей, у нас не могло не быть детской тематики».