Фестиваль 3daysofdesign, проходящий в середине июня в Копенгагене, в 2024 году постулировал погоню за красотой и мечтой. В применении к привычной формуле скандинавского дизайна этот акцент выглядел почти курьезом. Предельная функциональность, упрощенность форм и натуральная палитра в этом году сменились насыщенным цветом, мультисенсорным опытом и неожиданными чувственными инсталляциями.
По теме: Тренды 2023/2024: ремейки шедевров Поула Хеннингсена
Возможно, подобное смещение было спровоцировано самой темой фестиваля — Dare to Dream («Не бояться мечтать»). При этом сущность понятия «скандинавский дизайн» осталась неизменной — было представлено множество проектов, где можно было увидеть сертифицированную по новым стандартам древесину и переработанные металлы. Дизайн по-прежнему сосредоточен вокруг минималистской пластики, пастельных оттенков, образов природы и сохранения окружающей среды. А приоритеты остаются за прежними ценностями обобщенного Севера: забота, элегантность и благополучие. Среди громких мероприятий выделялись празднования 150-летие Louis Poulsen, премьера новых объектов Muuto, презентация дивана Vitra и коллаб Artek с Tekla.
За айдентику фестиваля отвечало бюро BIG. Ведущий графический дизайнер BIG Паула Мадрид предложила решение в темно-фиолетовом шрифте, который отличается от традиционного для фестиваля шрифта без засечек. «Для нас этот образ означает вдохновение, и мы рассматривали его как расширение границ воображения. Бьярке и я хотели подчеркнуть образ нашего «внутреннего ребенка», который хочет оставаться любопытным, не имея тех ожиданий, которые в конечном итоге становятся границами», — комментирует она.
Danish Art Workshops
Danish Art Workshops — это выставочная площадка в крупнейшей производственной резиденции Дании. На время 3daysofdesign этот старый склад превращается в выставочный зал, где показывают проекты, разработанные в мастерских за последний год. Все они варьируются по эстетике, материалам и мастерству, критерии отбора при этом чрезвычайно строги. Все объекты должны иметь высочайшее художественное качество, учитывается степень их оригинальности, материальности и устойчивости. Экспоненты этого года: Альберте Свендсен, Анн Бьорн, Анн Ромме и Якоб Банг, Анн Брандхой и Сигне Фенсхольт, Альвильде Хольм, Аманда Бетц, Бьярке Баллисагер, Эмиль Сальто, Джордж Куцурис, Йенс Оле Арнасон, Йонас Линдби Йенсен, Лэрке Рьом, Михаэль Антробус, Расмус Фенханн, Сигне Эмдаль, Троньем Рёмер.
Эрван Буруллек для raawii
Французский дизайнер Эрван Буруллек, который уже некоторое время работает соло после официального заявления о разрыве творческого дуэта с братом, разработал коллекцию для копенгагенского бренда raawii. В пространстве галереи Etage Projects он устроил инсталляцию Happy Sobriety — нечто среднее между базаром, лабораторией и галереей. Здесь представлены личные коллекции графических работ и мебели Буруллека вперемешку с объектами Raawii. Этот бренд, запущенный в 2017 году, также выпустил стул Arba по дизайну Эрвана.
Вселенная Вернера Пантона
Обилием переизданий классики скандинавского дизайна организаторы прежде всего хотели передать ощущение обновления: оно просто витало в воздухе. Наследие датского дизайнера Вернера Пантона воплотили в новом фирменном стиле компании Verpan, работающей над сохранением, переизданием и реконтекстуализацией блестящей работы датского архитектора и дизайнера. Иммерсивный Verpan Club представлял собой выставку, где знаменитые кресла и модульный диван-клевер напоминали о том, что цвет и форма главные в той загадочной вселенной, которую культивировал Вернер.
Cкамейки для & Tradition
Копенгагенский бренд & Tradition пригласил пять дизайнеров и студий со всего мира, чтобы создать коллекцию скамеек Studies of a Bench, отражающих дизайнерское наследие Дании. Сейчас это один из самых показательных подходов к традициям: переосмыслять их с помощью разнообразных культурных влияний. Коллекция этого года включает скамейку Proletariat от студии Savvy Studio из Нью-Йорка и Мехико; Cylinder Bench от корейского дизайнера Jeonghwa Seo и Lata Bench от Agnes Studio: их модульное сидение состоит из блоков на основе прессованных алюминиевых банок. Ряд дополняют Lucent Bench от All the Way to Paris (ATWTP) и деревянная Falda от итальянской студии studioutte. Этот проект стал продолжением аналитической деконструкции архетипических мебельных форм: пару лет назад гибридная арт-выставка была посвящена столам.
Фэй Тугуд для Frama
Дизайнерский бренд товаров для дома Frama в рамках выставки Collage пригласил британку Фэй Тугуд. Совместная авангардная выставка восхитила дизайнерскую аудиторию: этот коллаб сама Тугуд называет «созданием энергии, а не продуктов». Инсталляция проходила через все здание (когда-то здесь была аптека) — и у каждого посетителя была возможность почувствовать энергию цвета и творческого подхода.
Функциональное искусство в Tableau
Многопрофильная студия Tableau, основанная в 2018 году флористом Юлиусом Вернесом, по-прежнему остается самым красивым местом, чтобы ощутить слияние искусства и дизайна. Этот концепт-стор сотрудничает с люксовыми брендами — в том числе Hermes, Tom Dixon и другими. На этот раз галерея организовала выставку, предлагающую по-новому взглянуть на концепцию функционального искусства.
ASICS Х HAY
Эта коллаборация, представленная на фестивале 3daysofdesign, переосмысливает архивную обувь из коллекций 1994 года в новой палитре, разработанной HAY. Под руководством Метте Хэй, одной из основательниц этого бренда «образа жизни», были найдены варианты синего, зеленого и розового оттенков. В каждой модели детали выделены контрастным дополняющим цветом. «Работая над цветовой шкалой, мы пришли к идее, что она должна напоминать о существующих объектах HAY, и мы подумали о коллекции Outline Pyjama, разработанной Тильдой Бьеррегард. Эти мягкие оттенки хорошо подошли и к серии Skyhand OG», — комментирует Метте.
Премьеры Tom Dixon
Британский дизайнер Том Диксон представил новые диваны Fat и Plump в различных конфигурациях и вариантах обивки, а также новые светильники Unbeaten, офисное кресло Fat Work, мини-люстру Melt. Из сюрпризов — предварительный показ новой уличной коллекции Groove, выпуск которой запланирован на 2025 год.
Наследие Айно Аалто в интерпретации Tekla
В 2024 году исполняется 130 лет со дня рождения Айно Аалто, и это является важной вехой в мире дизайна. В знак уважения Tekla использовала рациональный и романтичный узор «кирсиканкукка», вдохновленный цветущей сакурой, в своей коллекции постельного белья. Оживить наследие и представить в новом свете работы Айно Аалто компания считает очень важным — одним из сильных трендов в дизайне в этом году стало выведение на первый план «женского» исторического дизайна.
Иммерсивный Aesop Aromatorium
Мультисенсорный «ароматарий» марки стал частью новейшей выставочной концепции пространства Transcendence. Благодаря лабораторному устройству из трубок и воронок Aromatorium пробуждает любопытство и позволяет ощутить все нюансы необычной парфюмерной воды. Aesop также начал сотрудничество с Fredericia: семейной дизайнерской компанией, получившей недавно новый сертификат B Corp. В Aesop Nyhavn сейчас выставляют некоторые изделия этого датского бренда, в том числе стул Chaconia по дизайну Нанны Дитцель, выпущенный лимитированной серией.