В одном из арбатских особняков середины XVIII века, в архитектуре которого сочетаются элементы древнерусских палат и европейской городской усадьбы, с апреля 2023 года обосновался клуб и образовательная платформа A-House. Сейчас в пространстве проходит выставка Castes — совместный проект двух ремесленных студий: Fresh.Glass и Lavdansky Studio.
По теме: Студия FRESH.GLASS: иммерсивность, свобода и стремление к несовершенству
Коллекция Castes, по словам ее создателей Семена Лавданского, Дарьи Болховитиной и Сергея Мартынова, — это «исследование храмовой визуальной культуры и художественное размышление в скульптурных формах о феномене мистического света, тонкой и тихой красоте, о слиянии традиции, опыта и мастерства с визуальным языком современного искусства».
В основе проекта лежит техника создания грузинских икон VIII века, оклады которых были покрыты драгоценными камнями, закрепленными в металлические касты. Именно эта техника дала название самой коллекции и определила принцип, по которому создаются объекты, находящиеся на пересечении дизайна, ремесла и искусства и представляющие собой самостоятельные функциональные скульптуры. Латунные листы, подобно кастам, фиксируют черное глянцевое непрозрачное стекло, повторяя его контуры.
Родившаяся в 2022 году и уже побывавшая на выставках в ММОМА, прошедшая отбор всероссийского конкурса «Придумано и сделано в России», показанная на европейских ярмарках Collectible в Брюсселе и PAD в Париже, а затем на Парижской неделе дизайна, участвовавшая в аукционе Art& Design Vladey коллекция Castes сегодня пополнилась новыми предметами и состоит из восьми объектов. К журнальным столикам и необычному вытянутому узкому зеркалу добавились столики с новой конфигурацией столешницы, консоль и скамья, а также небольшие настенные зеркала-панно, которые не столько отражают действительность, сколько затягивают зрителя своей бездонной глубиной. Большая часть объектов представляется в России впервые, да и вся коллекция в целом впервые собрана в одном выставочном пространстве.
Выбор выставочной площадки оправдан не только тем, что А-House — проект, вдохновляющий и поддерживающий творческий рост и развитие профессионального сообщества, но и самой архитектурой старинного здания. Экспозиция расположилась в нижнем этаже особняка, в помещении лектория, где сама тектоника массивных беленых стен и полукруглых сводчатых потолков как нельзя лучше перекликается с кажущимися немного архаичными, лишенными строгой геометрии очертаниями объектов коллекции. «Когда мы думали над идеальным местом для экспозиции, — говорит Сергей Мартынов, — представляли себе старинный храм, наполненный тишиной. Белоснежные своды с маленьким окошком, старинный дом, тишина, атмосфера, которая царит в A-House, — все сошлось!»
Рассказывая о выборе площадки, Семен Лавданский добавляет: «Для меня пространство A-House обусловлено возможностью создать нужное нам ощущение пустоты и организовать диалог пустоты и формы. Форма, которую окружает пустота, часто раскрывается по-новому, в ней лучше считывается характер и внутреннее напряжение. Чувствовать пустоту — означает знать, когда сказанного достаточно».
Во всех предметах из коллекции Castes читается отсылка к литургическим объектам, современная функциональность и размышления о духовности. Стилистику предметов можно охарактеризовать как сложный минимализм, которому свойственны лаконичные органические формы, изящество и вневременность. В них гармонично сочетаются традиции и инновации, которые ведут между собой содержательный диалог о прошлом, настоящем и будущем.
Для создателей коллекции очень важно, чтобы зритель, созерцая ее, получил глубокий чувственный опыт. Рассказывая об этом, Дарья Болховитина добавляет: «В воздухе немного пахнет ладаном, на беленых стенах вибрируют лишенные физической субстанции блики, отбрасываемые глянцевыми поверхностями стекла и неровной фактурой патинированной латуни. В зеркалах, в бурлящую темноту которых не каждый отважится заглянуть, отражается огонь горящей свечи, а иногда воздух наполняется змеящимся дымом от тлеющего фитиля. В этом, мне кажется, раскрывается основной концепт коллекции и ее жизни в пространстве».
В зал не проникает шум города, здесь царит тишина и прохлада. Все это способствует созданию атмосферы концентрации и созерцания, открывая пространство для сосредоточения и разговора с самим собой.