Украденные велосипеды, Марс и борьба со стрессом: Лондон в проектах студентов-дизайнеров
10 августа 2024 г.
Студенты-дизайнеры из Колледжа искусств Челси представили в мастерских Yorkton в Хакни выставку, которая стала «микрокосмом Лондона» и исследовала проблемы, не дающие его жителям спать по ночам. Куратор экспозиции под названием «Люди и места» Лианг-Джунг Чен (Liang-Jung Chen) собрала проекты, в которых местные материалы — от сломанных замков, оставленных ворами велосипедов, до глины, добытой в Хэмпстед-Хите, — находят новое применение.
По теме: Garbage Kids: ироничный дизайн мебели из переработанной древесины
Работы, созданные 14 дизайнерами из восьми стран, затрагивают самые актуальные для общества темы, например, идентичность и эмиграцию — так появился набор посуды, предназначенный для космических путешествий. «Команда авторов весьма разнообразна во всех отношениях, — говорит Чен. — Не все из них молоды. Некоторые решили изменить свой карьерный путь и пришли в дизайн в зрелом возрасте. Мне кажется, что выставка стала своего рода микрокосмом Лондона».
В числе проектов, затрагивающих насущные проблемы, — «20 000» Камерона Гриффина (Cameron Griffin), коллекция мебели, в названии которой отображено количество велосипедов, ежегодно похищаемых в столице. В ней представлены табуреты, сделанные с использованием множества бесполезных велосипедных замков, оставленных на заборах и стойках в результате краж. «Проблема в том, что, поскольку ключей нет, открыть замки невозможно, — поясняет Чен. — Поэтому Гриффин использовал металлические стержни и скреплял их частями настоящих замков, чтобы создать своего рода коллаж из различных предметов».
Австрийский дизайнер Ханна Рот (Hannah Rot) использовала в своей работе местную глину, найденную в Хэмпстед-Хит, обширной вересковой пустоши на севере Лондона. Она оставила ее необожженной и экструдировала для создания серии трубчатых абажуров. Хотя они легче ломаются, чем обожженные предметы, их можно бесконечно переделывать, придавая новые формы. «Это ответ на стремление к устойчивости, — говорит Чен. — В дизайне существует правило: если вы делаете что-то желанное, то оно устойчиво, потому что люди не собираются его выбрасывать. Но Рот выбрала противоположный путь».
Дизайнер из Южного Лондона Раш Барнетт (Rush Barnett) сосредоточился на вопросе чрезмерного употребления алкоголя лондонцами, что вдохновило его на создание скульптурного керамического винного фонтана и соответствующих сосудов для питья. Вдохновленные древними кубками-киликсами, они изображают гротескные образы, связанные с чрезмерным опьянением, и формируют маску на лице, когда человек делает глоток.
Другие студенты исследовали растущую популярность альтернативных средств для борьбы с повседневным стрессом, вызванным жизнью в Лондоне: Сэмюэль Сант (Samuel Sant) представил серию кинетических благовоний, а Ив Белль (Yve Belle) сделала тактильный набор инструментов для борьбы с сенсорной перегрузкой. Джэюн Сим (Jaeun Sim) обратился к теме траура, создав гибрид традиционного корейского сосуда для подношений и игрушки-фиджета, которая помогает справиться с эмоциональными переживаниями.
Многие иностранные студенты воспользовались выставкой «Люди и места» как возможностью пересмотреть свои отношения с домом. Так, палестино-иорданский дизайнер Санад Хури (Sanad Khoury) создал скульптурный фонтан, который течет в замедленном темпе, наполняя чашу капля за каплей, — аллегория бесконечного ожидания найти дом.
А Мария Гил (Maria Gil), создавшая гардероб из арматуры и полупрозрачной ткани, предложила «ретро-спекулятивное» представление о том, как выглядел бы постмодернистский дизайн в Польше, если бы творческое самовыражение не подвергалось контролю со стороны советской власти. «Думаю, опыт жизни в Лондоне подтолкнул ее к изучению своих польских корней, потому что восточные европейцы меньше представлены или не очень заметны в европейской индустрии дизайна, — говорит Чен. — Поэтому очень рано она решила задаться вопросом: «Почему так? Почему польский дизайн не такой модный, как, например, скандинавский?»
Клинта Локмеле (Klinta Locmele), вместо того чтобы сосредоточиться на родной Латвии, решила исследовать, где мы будем жить в будущем. Она изготовила коллекцию посуды для нулевой гравитации, призванную сделать переселение человечества на Марс более приятным. Коллекция из шести предметов включает ложку и тарелку с шипами, на которые можно нанизывать еду, и аккуратно расположенными выступами, которые собирают жидкость. «В условиях невесомости жидкость прилипает только к поверхности, — объясняет Чен. — А чтобы увеличить площадь поверхности, нужны канавки и шипы».