Баухаус и музыка: светильники от ателье atris
29 августа 2024 г.
Российское ателье atris, основанное Дмитрием Литцем, представило две новые серии светильников из натурального мрамора и камня. Обе коллекции — дань уважения выдающимся творцам начала XX векаИстория первой коллекции, László, началась еще в 2016 году, когда Дмитрий Литц работал над линией Suprematic. Дизайнер просмотрел сотни картин супрематистов и обратил особое внимание на одну из них: она настолько его зацепила, что он поставил ее на заставку рабочего телефона, не узнав, однако, имени автора. Спустя два года Дмитрий выяснил, что эту работу создал венгерский художник Ласло Мохой-Надь, преподаватель в мастерской металла Баухауса, под чьим наставничеством были разработаны многие культовые светильники того времени.
По теме: Ли Брум: светильники, вдохновленные романом «Алхимик» Пауло Коэльо
Коллекция László
Дизайнеру захотелось разработать коллекцию, посвященную Мохой-Надю, и он приступил к отрисовке эскизов, однако реализовать проект решился только через несколько лет. Результатом стала лимитированная серия из четырех светильников László: по 101 экземпляру каждого дизайна в честь 101 года с тех пор, как Мохой-Надь возглавил металлическую мастерскую.
Коллекция изготавливается из черного долерита, белого мрамора и металла с темным покрытием: палитра отсылает к излюбленным цветам Ласло. Минералы добываются на Урале, оба почти полностью исчерпаны, поэтому скоро наступит момент, когда изделия László в текущем виде выпускать перестанут. Отдельно стоит отметить текстуру металла: при взгляде с расстояния вытянутой руки он похож на черненую сталь с гладким полуматовым покрытием, однако при близком рассмотрении видно, как плотные слои создают неоднородные разводы и пересечения.
«Конечный образ коллекции базируется на светильниках Suprematic. Это отсылка к истокам появления в моей жизни философии Малевича и одновременно чествование вклада в дизайн Мохой-Надя. В моем видении их чувства композиции близки, поэтому я решил сохранить связь и в дизайне».
говорит Дмитрий Литц
Коллекция Nota
Эскизы светильников из будущей коллекции напомнили Дмитрию Литцу нотные записи — так и появилось ее название. Дизайнер начал искать взаимосвязь музыки и света и познакомился с творчеством русского композитора Александра Скрябина, пионера светомузыки.
Композитор создал систему, с помощью которой он мог соотносить звук, цвета и чувства, связывая квинтовый круг с хроматическими вариациями цветов в спектре. В 1910 году Скрябин закончил работу над музыкальной поэмой «Прометей». В партитуре к произведению мы впервые встречаем «световую строку», в которой прописаны цвета, соответствующие основным тонам звучащей гармонии. В произведении отражались всевозможные эпизоды цветовых форм: Скрябин не стремился перевести звук в цвет, а хотел использовать оба концепта для усиления художественного воздействия.
По эскизам композитора его друг, профессор А. Э. Мозер, сконструировал модель светового аппарата «Прометей»: деревянный круг с двенадцатью разноцветными лампочками и кнопочной приставкой. Семь лампочек располагались в последовательности чередования цветов спектра, а остальные пять соединяли крайние спектральные цвета, обеспечивая переход от одного оттенка к другому.
Коллекция светильников из сатинированной стали и оникса Green Extra состоит из 8 нот и 6 тональностей. По основным тонам звучащей гармонии ближе всего к ней написанный Скрябиным «Этюд №6 Ля мажор, соч.8».