Шедевры советского ковроткачества во Всероссийском музее декоративного искусства

30 августа 2024 г.

Ковер «Огни строек». Колосова Л. А. Москва, из хранилища образцов НИИХП. 1967

Во Всероссийском музее декоративного искусства проходит масштабная выставка «Ковер историй. Сюжеты советского коврового искусства», на которой впервые экспонируются ковры советской эпохи из коллекции музея. Значительная часть предметов была создана в 1930-1980-е годы в традиционных центрах ковроткачества России, Кавказа и Средней Азии и раскрывает ключевые темы и мотивы советского коврового искусства, связанные с построением нового мировоззрения об общем счастье: труд, семья, промышленность, космос, сельское хозяйство, ратный подвиг, новый быт.


По теме: Ковры в интерьере: 5 главных трендов 2024

Ковер «Конный пробег». Савосин А. М. Исполнители: бригада И. И. Галавина. Туркменская ССР, г. Ашхабад. Художественно-экспериментальная мастерская Туркменковерсоюза. 1938

Особое место в экспозиции «Ковер историй. Сюжеты советского коврового искусства» занимает ковер «Москва строится», который был создан в 1967 году Павлом Сташковым, художником и ведущим специалистом мастерской ковроткачества Института художественной промышленности. Это изделие, словно текст, повествует о Москве эпохи большого строительства 1960-х и является ярким примером создания единого образа нового города в массовой культуре: ковер собирает вместе Кремль, Большой театр с белой геометрией новостроек и «поясами» водного и автомобильного движения, метро, памятник Гагарину и строительные краны.

Ковер «Москва строится». Сташков П. А. Москва, из хранилища образцов НИИХП. 1966

«Подготовка к этой выставке шла несколько лет, — рассказывает директор музея Елена Титова. — Для выставочного проекта мы остановились на великолепных образцах нашего собрания — подарочных и парадных коврах. Многие из них принимали участие в международных выставках, представляя творчество лучших советских мастеров. Художники-профессионалы из института художественной промышленности придавали новый смысл традиционным народным мотивам, превращая ковры в отражение новых идеалов и счастливых историй. Наряду с редкими образцами вы увидите и решения для массовой продукции, ставшей частью нового быта».

Ковер «Нефть». Книтт Л., Джабиева Н. Исполнители: Аванезян К., Адилова Т., Адилова А., Адилова У., Мустафаева Г., Мамедова А., Мамедова М., Эфендиева, Аллахвердиева. Азербайджанская ССР, г. Баку. Артель «Галибиет» Азхалчаиттифак. 1938

Кроме того, на выставке будут представлены ковер «Рог изобилия», сотканный в Курске для выставки в Нью-Йорке (1939), знаменитый туркменский «Конный пробег» (1937), посвященный переходу туркменских лошадей по маршруту Ашхабад — Москва, омский ковер-карта «Иртыш» (1959), а также лучшие образцы массовой продукции, включая детские ковры 1960-1970-х годов из города Суджа, в геометрию которых вписаны символы советского детства. В музее также впервые покажут зарисовки советских художников Института художественной промышленности и все этапы создания ковров «Рог изобилия» (1937) и «Зима» (1960). Посетителям будут предложены образовательные и развлекательные мероприятия: экскурсии, лекции, интерактивные квесты, публичные дискуссии, показы фильмов о ковровом искусстве.

До 13 октября 2024

Ковер «Цветущая Осетия». Демюр Э. М. Исполнители: Дорохова, Усенко, Переклад. РСФСР, Северо-Осетинская АССР, г. Орджоникидзе. Артель «Осетинский трикотаж». 1959

Ковер «Сбор фруктов». Пучкова З. А. Кабардино-Балкарская АССР, Нальчик. Артель «Горянка». 1959

Ковер «Иртыш». Барабанщикова Т.П. г. Омск, артель «Художественные изделия». 1959

Ковер «Птицы». Сташков П. А. Курская обл., г. Суджа. Комбинат бытового обслуживания. 1960

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит