Изменение климата сегодня — не пугающее предсказание, а реальность. Экологический кризис заставляет ученых, дизайнеров и производителей искать новые решения. Самый радикальные предложения состоят в полном запрете пластика, более умеренные — в создании замкнутых циклов переработки и альтернативных материалов с похожими свойствами, но более экологичным составом.
По теме: Пять молодых студий — об эко-подходе к дизайну, ответственном производстве и устойчивом будущем
Изобретение пластика было революцией в производстве, задавшей новые стандарты с новой эстетикой и возможностью «одноразового» образа жизни. В 1950-х это привело к экономическому буму: можно было заставить потребителя покупать все больше и больше, использовать только новое и только один раз, а значит, обеспечивать бесконечную работу производства. Проблема пластиковых отходов стала очевидна уже в 1980-х, и тогда производители стали продвигать идею переработки, чтобы не менять уже ставший привычным образ жизни. Однако не все типы пластика подлежат переработке, она не всегда будет экономически эффективной и часто ведет лишь к даунсайклингу — возможности получать пластик и изделия из него более низкого качества.
Потребление пластика может утроиться к 2060 году, тогда как процент его переработки в США составляет всего 5% и 10% в Великобритании. Чуть лучше обстоят дела в Европе, по состоянию на 2021 год около 40% пластиковых отходов были вторично переработаны. Этот показатель должен дойти до 55% к 2030 году. Тем не менее половина всего объема пластика, собранного для переработки, экспортируется для переработки в страны за пределами ЕС. Причины экспорта включают в себя отсутствие мощностей, технологий или финансовых ресурсов для переработки отходов на месте.
Помимо вопросов сбора отходов и переработки, опасность представляет микропластик. Ежегодно в окружающую среду попадает около 42 000 тонн пластиковых частиц. Микропластик уже обнаружен в мировом океане, реках и питьевой воде. Лабораторные исследования показывают его токсичность для живых организмов. Попадая в окружающую среду, он не разлагается, а накапливается в почве, воде и в конченом итоге оказывается в организме человека. Основными источниками загрязнения служат синтетические ткани, автомобильные шины и городская пыль, которую создают миллионы пластиковых предметов и устройств.
Каждый год появляются проекты, которые обещают стать новым «пластиком». Дизайнеры и ученые, работая вместе, создают биоразлагаемые материалы на основе отходов сельскохозяйственных культур, овощей, грибного мицелия, целлюлозы, выработанной бактериями. Они довольно точно имитируют основные свойства пластика, такие как легкость, гибкость и практичность, делающие его неотъемлемой частью современной жизни. Тем не менее, они все еще уступают пластику в сложности и затратах на производство, а также требуют организации компостов — не у всех есть возможность просто закопать старый биопластик на заднем дворе.
Биопластик, Natural Material Studio
И все же альтернативы, предложенные дизайнерами, дают надежду на глобальные перемены. Так, датская студия Natural Material Studio представила интерьер, в котором все предметы от штор до дивана и обеденного стола выполнены из биопластика на основе органического сырья.
White Utopia — это самый амбициозный проект студии Natural Material Studio на сегодняшний день, в котором биопластик Procel был использован для создания функциональных предметов обстановки для трех помещений: столовой, гостиной и спальни. В масштабной инсталляции авторы делают попытку представить, каким может быть более экологичное будущее с мебелью из биоматериалов, которые можно бесконечно перерабатывать, а в конце срока эксплуатации отправить в компост.
Ткань из яблочных очистков, Studio Sozai Center
Команда Studio Sozai Center разработала органическую полупрозрачную ткань Adam Sheet, изготовленную из переработанных яблочных отходов. Ведра жмыха, собранные на местных фермах, студия превращает в материал, который можно использовать для производства аксессуаров и даже мебели. В переработку отправляется все: от сердцевины и кожуры до стебля и семян. Среди уже запущенных в производство предметов — визитница и сумка через плечо.
Биомех, Ganni
Разработка биоразлагаемых растительных материалов может решить потребности модной индустрии. Например, линейка сумок Bou от Ganni, созданная в сотрудничестве с компанией BioFluff, выполнена из меха растительного происхождения.
В отличие от существующих материалов, имитирующих натуральный мех, ткань не содержит в составе продуктов нефтехимии. Биомех фактически изготовлен из отходов сельскохозяйственного производства с помощью растительных ферментов. Сырье для производства закупают в Европе, а производство расположено в Италии.
Биопленка, Great Wrap
Австралийская компания Great Wrap создала компостируемую альтернативу пищевой пленке. Ее производят из отходов картофеля, растительного масла и корнеплода маниока. Производители утверждают, что биопленка полностью повторяет свойства пластиковой, а состав делает ее безопасной для использования с пищевыми продуктами. В компосте пленка разложится всего за 180 дней.
Пайетки из биопластика, Stella McCartney
В мире моды первенство по части эко-экспериментов смело может забрать Stella McCartney. Кроме одежды из мицелия можно вспомнить комбинезон бренда с пайетками из биопластика, разработанный совместно с компанией Radiant Matter.
Пайетки BioSequins выполнены из материала на растительной основе. Это экологическая альтернатива пластиковым или виниловым блесткам — и большой шаг в разработке новых материалов для замены тех, что больше всего загрязняют окружающую среду.