Зачем архитекторы делают мебель: 6 ответов российских бюро

18 сентября 2024 г.

Александра Зинкевич и Наталья Старосельская специально для INTERIOR+DESIGN рассказали о том, почему архитекторы принимают решение делать мебель
Российский дизайн фото
Проект судна «Поле-Дизайн» (В. Кузьмин, Вл. Савинкин и М. Фидельман), который воплотился в жизнь в виде скамейки

Выход архитекторов на поле промышленного дизайна, на первый взгляд, логичный шаг, однако спроектировать мебель или свет — это только полдела, необходимо найти качественное производство, фурнитуру, наладить маркетинг и продажи. Это, по сути, становится полноценным бизнесом, который требует пристального внимания и отдельной команды.


По теме: Российский дизайн в Новой Третьяковке: обновление экспозиции

Нужно ли это архитектору, если он успешен в своей основной профессии, — об этом речь шла на кейс-сессии «Дойти до ручки: зачем архитекторы делают мебель», которая прошла на «АРХ Пароходе» под модерацией Юлии Зинкевич, генерального директора PR-агентства «Правила общения». Участники сессии, архитекторы и дизайнеры, имеют положительный опыт создания мебели не только для своих интерьеров и зданий, но и как отдельного продукта, который может жить вне проекта, тиражироваться и развиваться. Подобных примеров становится все больше.

Российский дизайн фото
Стенд DK Project на выставке ArtDom с мебелью Zahodi

DK Project: создание собственных мебельных брендов

Основатель и руководитель группы компаний DK Project Андрей Самонаев, который привел на российский рынок множество культовых европейских и скандинавских брендов, сейчас сфокусировался на развитии собственных мебельных марок: Zahodi и DK Kitchen. Изначально в фокусе Zahodi были решения для прихожих, но с течением времени в ассортимент также вошли технологичные письменные и журнальные столы, консоли и другие интерьерные объекты, а в планах — расширение линейки за счет других мебельных категорий и коллабораций с видными игроками дизайн-индустрии и медийными личностями.

Российский дизайн фото
Стол Step L, Zahodi

«Разрабатывая бренд Zahodi, мы хотели сфокусироваться на сложных, но не перенасыщенных предложениями нишах. Первым шагом была разработка объектов для оформления входных групп, потом к ним добавились журнальные и приставные столики, которые могут дополнить любую линейку мягкой или спальной мебели, а в планах — расширение коллекции за счет новых категорий. Каждый разработанный нами предмет наделен множеством скрытых функций и технологических особенностей и создается с учетом многообразия потенциальных пользовательских сценариев. В форме, цветах и конструктивных решениях наших объектов заложено желание вызывать эмоции и создавать вдохновляющее пространство. В основе нашей бизнес-модели работа с В2В клиентами разного масштаба. Нам интересно работать с большими тиражами и делать так, чтобы наш товар был доступен максимальному количеству потребителей», — рассказывает Андрей Самонаев.

Российский дизайн фото
DK Kitchen
Российский дизайн фото
Столик Matis, Zahodi

Для того чтобы отработать схему проектирования объекта от идеи и поиска ниши до производства и выхода на рынок, DK Project создали собственный центр продюсирования предметного и средового дизайна Proto, который впоследствии станет самостоятельным образовательным и продюсерским проектом для помощи тем, кто ищет воплощение своим дизайнерским идеям.

Российский дизайн фото
DK Kitchen

ATRUIM: мебель как продолжение архитектуры

В отличие от таких многопрофильных игроков, как DK Project, архитектурные бюро приходят в предметный дизайн другими путями. Антон Надточий, сооснователь бюро ATRIUM, рассказал, что его бюро начинало с частных интерьеров, где мебель была полностью интегрирована в архитектурные решения: «Мы стремились, чтобы наши интерьеры были максимально архитектурными. И, соответственно, хотели как можно меньше использовать готовую мебель. Создавали встроенные решения, а все остальное старались куда-то спрятать, чтобы мебели в наших интерьерах было как можно меньше, а архитектуры — как можно больше». Этой концепции бюро придерживается и по сей день, одновременно развивая несколько направлений: архитектура, образование, digital и дизайн.

Российский дизайн фото

Архитектурные проекты ATRIUM органично сочетаются с дизайн-направлением. Один из примеров — создание пространства галереи RuArts Foundation на базе бывшего доходного дома в Трубниковском переулке. В этом проекте соединилось прошлое и будущее. Скульптурная стойка ресепшен нелинейной формы — точка нового отсчета, футуристичный элемент, вписанный в лаконичное пространство галереи. Изначально планировалось, что стойка будет напечатана на 3D-принтере, но в итоге авторы остановились на литье из композитного материала на основе 3D-модели, разработанной бюро.

Архитектурные выставки, обмен опытом и коллаборации — опорные точки для развития промышленного дизайна внутри архитектурного сообщества. В рамках кураторских проектов на выставке АРХ Москва бюро ATRIUM регулярно выставляет свои предметы, реализованные с применением элементов параметрической архитектуры.

Российский дизайн фото

Citizenstudio: небоскреб в миниатюре

Бюро Citizenstudio изготовило авторскую мебель для Sample Design Fair совместно c мастерскими «Своды» Дома культуры ГЭС-2. Команда, возглавляемая архитектором Михаилом Бейлиным, придумала шкаф для книг «Пандемониум», что переводится с латыни как хранилище злых духов и демонов. Вот как описывают концепцию ее создатели: «Шкаф «Пандемониум» представляет собой аллюзию на языческие тотемные идолы. Этот предмет мебели, непритязательное место хранение книг, является обиталищем духов нашего времени. Тех многих личностей, что сменялись в нас от момента прочтения «Трех мушкетеров» Дюма до Homo Deus Харари. Это место, где живут пенаты, хранители и покровители дома. Эти пенаты — книги. Не даром, уезжая, эмигрируя, сбегая, собирая необходимые в новой жизни вещи, мы так грустим, что нельзя их все забрать с собой. Взять книги, которые мы уже не перечитаем. Но только ли в этом их ценность?». Свою идею Михаил Бейлин выразил, спроектировав шкаф-небоскреб, в котором отделения для книг похожи на окна многоквартирных домов.

Часто те идеи, которые архитекторы мечтают воплотить в «крупных» формах, удается реализовать именно в «малых» — таких, как мебель. Спроектировать идеальный небоскреб мечтает каждый архитектор, но создание реальной высотки подразумевает множество ограничений и требует несколько лет на постройку, тогда как шкаф-небоскреб может быть настолько экспериментальным, как захочется автору, и реализация уложится всего несколько месяцев.

Российский дизайн фото

Российский дизайн фото

Megabudka: идеальная скамейка

Megabudka активно развивается в сфере предметного дизайна, о чем рассказала партнер и сооснователь бюро Дарья Листопад. С недавних пор у компании есть свой бренд «Ули», который выпускает стильную мебель для улицы — скамейки, банкетки и шезлонги. Megabudka много работает с современным русским стилем и часто занимается проектами благоустройства, поэтому решение самостоятельно создать хорошую уличную мебель с выразительным характером стало логичным шагом в практике бюро.

Российский дизайн фото

Предметы «Ули» вдохновлены наследием советской дизайнерской школы. Проектируя уличные объекты, архитекторы изучили лучшие образцы советской мебели, ее эргономику и материалы. Например, на скамейке, референсом к которой послужил советский диван, по убеждению ее создателей, будет удобно сидеть и миниатюрной женщине, и высокому крупному мужчине. Такие скамьи уже можно увидеть и протестировать в нескольких парках России.

Российский дизайн фото

«Поле-Дизайн»: самостоятельная жизнь мебели, разработанной для проекта

Иногда объекты, разработанные для конкретных проектных задач, начинают жить самостоятельной жизнью, даже если сами проекты остаются на бумаге. Так, например, в 2009 году Владимир Кузьмин, руководитель проектной группы «Поле-Дизайн», спроектировал развлекательное судно с зооморфной структурной оболочкой в виде гигантского земноводного, которое не дошло до реализации. Зато придуманная специально для этого проекта скамья «Саламандра» той же формы, что и судно, была реализована в материале Corian® и вызвала интерес на Миланской неделе дизайна в 2011.

Владимир Кузьмин при участии Вл. Савинкина и М. Фидельман. Скамья «Саламандра»

PANACOM: предметный дизайн как призвание

Многолетний опыт в предметном дизайне и у сооснователя бюро PANACOM Арсения Леоновича, обладателя пяти международных наград Red Dot, присуждаемых за особые достижения в дизайне потребительских товаров. Архитектор за время своей практики успел спроектировать буквально все — от мебельных ручек до универсальных офисных модулей. Он сотрудничал с множеством компаний и завоевал десятки российских и международных наград. Его объекты выставлялись на выставках в Милане и Кельне.

Российский дизайн фото

«С 1996 года, когда я начал интересоваться предметным дизайном, в России пройден гигантский период, произошла смена поколений. Мы перешли из 2D в 3D, мебель стала частью современного искусства, арт-объектом. Я уверен, что российская мебель будет прекрасно жить, продаваться и все будет отлично и с российским дизайном, и с российским производством», — уверен Арсений.

Российский дизайн фото

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит