Зачем архитекторы делают мебель: 6 ответов российских бюро
18 сентября 2024 г.
Александра Зинкевич и Наталья Старосельская специально для INTERIOR+DESIGN рассказали о том, почему архитекторы принимают решение делать мебельВыход архитекторов на поле промышленного дизайна, на первый взгляд, логичный шаг, однако спроектировать мебель или свет — это только полдела, необходимо найти качественное производство, фурнитуру, наладить маркетинг и продажи. Это, по сути, становится полноценным бизнесом, который требует пристального внимания и отдельной команды.
По теме: Российский дизайн в Новой Третьяковке: обновление экспозиции
Нужно ли это архитектору, если он успешен в своей основной профессии, — об этом речь шла на кейс-сессии «Дойти до ручки: зачем архитекторы делают мебель», которая прошла на «АРХ Пароходе» под модерацией Юлии Зинкевич, генерального директора PR-агентства «Правила общения». Участники сессии, архитекторы и дизайнеры, имеют положительный опыт создания мебели не только для своих интерьеров и зданий, но и как отдельного продукта, который может жить вне проекта, тиражироваться и развиваться. Подобных примеров становится все больше.
DK Project: создание собственных мебельных брендов
Основатель и руководитель группы компаний DK Project Андрей Самонаев, который привел на российский рынок множество культовых европейских и скандинавских брендов, сейчас сфокусировался на развитии собственных мебельных марок: Zahodi и DK Kitchen. Изначально в фокусе Zahodi были решения для прихожих, но с течением времени в ассортимент также вошли технологичные письменные и журнальные столы, консоли и другие интерьерные объекты, а в планах — расширение линейки за счет других мебельных категорий и коллабораций с видными игроками дизайн-индустрии и медийными личностями.
«Разрабатывая бренд Zahodi, мы хотели сфокусироваться на сложных, но не перенасыщенных предложениями нишах. Первым шагом была разработка объектов для оформления входных групп, потом к ним добавились журнальные и приставные столики, которые могут дополнить любую линейку мягкой или спальной мебели, а в планах — расширение коллекции за счет новых категорий. Каждый разработанный нами предмет наделен множеством скрытых функций и технологических особенностей и создается с учетом многообразия потенциальных пользовательских сценариев. В форме, цветах и конструктивных решениях наших объектов заложено желание вызывать эмоции и создавать вдохновляющее пространство. В основе нашей бизнес-модели работа с В2В клиентами разного масштаба. Нам интересно работать с большими тиражами и делать так, чтобы наш товар был доступен максимальному количеству потребителей», — рассказывает Андрей Самонаев.
Для того чтобы отработать схему проектирования объекта от идеи и поиска ниши до производства и выхода на рынок, DK Project создали собственный центр продюсирования предметного и средового дизайна Proto, который впоследствии станет самостоятельным образовательным и продюсерским проектом для помощи тем, кто ищет воплощение своим дизайнерским идеям.
ATRUIM: мебель как продолжение архитектуры
В отличие от таких многопрофильных игроков, как DK Project, архитектурные бюро приходят в предметный дизайн другими путями. Антон Надточий, сооснователь бюро ATRIUM, рассказал, что его бюро начинало с частных интерьеров, где мебель была полностью интегрирована в архитектурные решения: «Мы стремились, чтобы наши интерьеры были максимально архитектурными. И, соответственно, хотели как можно меньше использовать готовую мебель. Создавали встроенные решения, а все остальное старались куда-то спрятать, чтобы мебели в наших интерьерах было как можно меньше, а архитектуры — как можно больше». Этой концепции бюро придерживается и по сей день, одновременно развивая несколько направлений: архитектура, образование, digital и дизайн.
Архитектурные проекты ATRIUM органично сочетаются с дизайн-направлением. Один из примеров — создание пространства галереи RuArts Foundation на базе бывшего доходного дома в Трубниковском переулке. В этом проекте соединилось прошлое и будущее. Скульптурная стойка ресепшен нелинейной формы — точка нового отсчета, футуристичный элемент, вписанный в лаконичное пространство галереи. Изначально планировалось, что стойка будет напечатана на 3D-принтере, но в итоге авторы остановились на литье из композитного материала на основе 3D-модели, разработанной бюро.
Архитектурные выставки, обмен опытом и коллаборации — опорные точки для развития промышленного дизайна внутри архитектурного сообщества. В рамках кураторских проектов на выставке АРХ Москва бюро ATRIUM регулярно выставляет свои предметы, реализованные с применением элементов параметрической архитектуры.
Citizenstudio: небоскреб в миниатюре
Бюро Citizenstudio изготовило авторскую мебель для Sample Design Fair совместно c мастерскими «Своды» Дома культуры ГЭС-2. Команда, возглавляемая архитектором Михаилом Бейлиным, придумала шкаф для книг «Пандемониум», что переводится с латыни как хранилище злых духов и демонов. Вот как описывают концепцию ее создатели: «Шкаф «Пандемониум» представляет собой аллюзию на языческие тотемные идолы. Этот предмет мебели, непритязательное место хранение книг, является обиталищем духов нашего времени. Тех многих личностей, что сменялись в нас от момента прочтения «Трех мушкетеров» Дюма до Homo Deus Харари. Это место, где живут пенаты, хранители и покровители дома. Эти пенаты — книги. Не даром, уезжая, эмигрируя, сбегая, собирая необходимые в новой жизни вещи, мы так грустим, что нельзя их все забрать с собой. Взять книги, которые мы уже не перечитаем. Но только ли в этом их ценность?». Свою идею Михаил Бейлин выразил, спроектировав шкаф-небоскреб, в котором отделения для книг похожи на окна многоквартирных домов.
Часто те идеи, которые архитекторы мечтают воплотить в «крупных» формах, удается реализовать именно в «малых» — таких, как мебель. Спроектировать идеальный небоскреб мечтает каждый архитектор, но создание реальной высотки подразумевает множество ограничений и требует несколько лет на постройку, тогда как шкаф-небоскреб может быть настолько экспериментальным, как захочется автору, и реализация уложится всего несколько месяцев.
Megabudka: идеальная скамейка
Megabudka активно развивается в сфере предметного дизайна, о чем рассказала партнер и сооснователь бюро Дарья Листопад. С недавних пор у компании есть свой бренд «Ули», который выпускает стильную мебель для улицы — скамейки, банкетки и шезлонги. Megabudka много работает с современным русским стилем и часто занимается проектами благоустройства, поэтому решение самостоятельно создать хорошую уличную мебель с выразительным характером стало логичным шагом в практике бюро.
Предметы «Ули» вдохновлены наследием советской дизайнерской школы. Проектируя уличные объекты, архитекторы изучили лучшие образцы советской мебели, ее эргономику и материалы. Например, на скамейке, референсом к которой послужил советский диван, по убеждению ее создателей, будет удобно сидеть и миниатюрной женщине, и высокому крупному мужчине. Такие скамьи уже можно увидеть и протестировать в нескольких парках России.
«Поле-Дизайн»: самостоятельная жизнь мебели, разработанной для проекта
Иногда объекты, разработанные для конкретных проектных задач, начинают жить самостоятельной жизнью, даже если сами проекты остаются на бумаге. Так, например, в 2009 году Владимир Кузьмин, руководитель проектной группы «Поле-Дизайн», спроектировал развлекательное судно с зооморфной структурной оболочкой в виде гигантского земноводного, которое не дошло до реализации. Зато придуманная специально для этого проекта скамья «Саламандра» той же формы, что и судно, была реализована в материале Corian® и вызвала интерес на Миланской неделе дизайна в 2011.
PANACOM: предметный дизайн как призвание
Многолетний опыт в предметном дизайне и у сооснователя бюро PANACOM Арсения Леоновича, обладателя пяти международных наград Red Dot, присуждаемых за особые достижения в дизайне потребительских товаров. Архитектор за время своей практики успел спроектировать буквально все — от мебельных ручек до универсальных офисных модулей. Он сотрудничал с множеством компаний и завоевал десятки российских и международных наград. Его объекты выставлялись на выставках в Милане и Кельне.
«С 1996 года, когда я начал интересоваться предметным дизайном, в России пройден гигантский период, произошла смена поколений. Мы перешли из 2D в 3D, мебель стала частью современного искусства, арт-объектом. Я уверен, что российская мебель будет прекрасно жить, продаваться и все будет отлично и с российским дизайном, и с российским производством», — уверен Арсений.