Исаму Ногучи: как создать стол-легенду
25 сентября 2024 г.
Юрий Скрелин, автор телеграм-канала Mid-Century, More Than, специально для INTERIOR+DESIGN исследовал, откуда появился миф о «Столе Ногучи» — и без того легендарномСреди множества дизайнерских работ выдающегося японо-американского скульптора Исаму Ногучи выделяется легендарный журнальный столик IN-50, который теперь так и называется, «Стол Ногучи». Известный, пожалуй, даже тем, кто не интересуется дизайном, этот поэтичный стол обрел статус легендарного как в переносном, так и в прямом смыслах.
По теме: Зачем архитекторы делают мебель: 6 ответов российских бюро
В прямом, поскольку он стал предметом легенды, цитируемой во многих современных публикациях о нем, в том числе в уважаемых изданиях и даже на сайте компании-производителя: в частности, утверждается, что Ногучи пришел к успеху как дизайнер благодаря тому, что изображения этого стола были использованы в журнальной статье «Как создать стол» (How to Make a Table или — в некоторых источниках — How to Build a Table), опубликованной именитым дизайнером Джорджем Нельсоном.
Меня в свое время крайне заинтересовал этот факт, и я решил ознакомиться с упомянутой статьей. Однако — вот сюрприз! — ни поверхностные, ни глубокие поиски не увенчались успехом: таинственная статья не фигурирует ни в перечне публикаций, подготовленном фондом Джорджа Нельсона, ни в самой полной биографии Нельсона, которая была составлена Стэнли Эберкромби и включает сведения обо всех — как появившихся в печати, так и неопубликованных — статьях и очерках этого американского дизайнера.
Как показали запросы, статью не смогли отыскать ни кураторы Музея дизайна Vitra, ни сотрудники фонда Нельсона, ни исследователи, занимающиеся изучением наследия Исаму Ногучи. Все специалисты, к которым я обращался, выразили уверенность в том, что такой статьи не существует, но пожелали удачи в поисках.
Оставалось одно: изучить огромные архивы Исаму Ногучи, оцифрованные фондом скульптора, поскольку следы вели именно туда. На сей раз удача улыбнулась, и, кажется, я начал понимать, откуда растут ноги и у легендарного стола, и у мифа о статье Нельсона. Все дело в том, что в своих автобиографических заметках разных лет Ногучи многократно и часто не без противоречий рассказывает об истории создания своего стола — ее мы сейчас и постараемся изложить в усредненном виде, чтобы расставить точки над i.
После того как в 1939 году Ногучи изготовил кофейный столик для Энсона Конгера Гудьира, первого президента нью-йоркского Музея современного искусства, к скульптору в 1941 году обратился дизайнер Теренс Гарольд Робсджон-Гиббингс, попросивший спроектировать для него аналогичный стол. Ногучи передал дизайнеру небольшой гипсовый макет, но не получил ни гонорара, ни ответа.
Вскоре это стало неважным, поскольку с началом войны происхождение Ногучи привело его, как он сам выражается, «на Запад», в лагерь для интернированных. Находясь в заключении, он увидел в журнале «Нью-Йоркер» рекламу стола за авторством Гиббингса, подозрительно похожего на тот, что он изготовил для дизайнера. После освобождения Ногучи потребовал от Гиббингса разъяснений, но последний заявил, что «трехногий стол может создать кто угодно», а обращение в суд ничего не даст, ведь Ногучи — «япошка».
Возможность взять реванш представилась Ногучи в 1944 году, когда Джордж Нельсон попросил его сконструировать стол, чтобы проиллюстрировать его изображениями статью «Как создать стол», которую Нельсон намеревался опубликовать то ли в журнале Fortune, то ли в новом периодическом издании, готовившемся к печати редакцией Fortune, то ли в каком-то ином журнале — Ногучи расходится в своих показаниях. Вероятнее всего, статья так и не вышла, а вот новый стол Ногучи по настоянию Нельсона был вскоре включен в ассортимент компании Herman Miller и в 1948 году появился в каталоге производителя, текст к которому написал именно Нельсон.
Все то время, что я собирал и анализировал материалы, стремясь остановить тиражирование этого фактоида, втайне все же надеялся отыскать таинственный текст Нельсона — уж больно интересна заявленная тема и примечательна «бытовая скульптура» Ногучи. Не найдя его и решив опубликовать результаты поисков с напутствием будущим авторам быть корректнее в формулировках, я вдруг подумал: раз эта статья до сих пор не материализовалась, что мешает ее написать? Название уже есть, да и иллюстрации к ней частично готовы! Может быть, авторами этой статьи будем мы? А может быть, вы?