От иконописи до Олимпиады: азбука русской визуальной культуры
30 сентября 2024 г.
Вместе с Expostroy рассказываем о 30 именах, концептах, образах и явлениях, которые сформировали отечественное искусство в том виде, в котором мы его знаемА — Авангард
Уровень влияния русского авангарда на мировую культуру колоссален. Практически все визуальное искусство XX века так или иначе черпало свое вдохновение из работ Шагала, Кандинского, Малевича и других мастеров начала XX века. Живопись, скульптура и даже мода — все это формировалось под влиянием наших художников. Русский авангард смог предложить альтернативу традиционному искусству, и тем самым влюбил в себя поколения творцов индустриальной эры по всему миру.
Б — Билибин Иван
К образам из русских сказок художники на протяжении веков обращались нередко, но, пожалуй, никто не смог так же народно передать дух фольклора так, как это сделал Иван Билибин. Его Кощей, Баба-яга, Василиса Прекрасная и другие персонажи настолько прочно врезались в коллективную память, что уже сложно представить этих персонажей в других образах. Иллюстрации Билибина стилистически уникальны и безошибочно узнаваемы.
В — Врубель Михаил
Судьба Михаила Врубеля — путь настоящего человека искусства. Как великий художник он запомнился уникальным стилем работы — созданием своего рода мозаики с помощью мазков по холсту. Так были написаны «Демон летящий» и «Царевна-лебедь» — картины, которые в России известны практически каждому. Но творческий путь Врубеля мог бы не быть таким ярким без влияния другого искусства — музыки: многие из его главных произведений были вдохновлены операми Римского-Корсакова. Художник был настолько влюблен в работы мастера, что даже готовил эскизы костюмов и декораций к «Царской невесте» и «Сказке о царе Салтане».
Г — Голубая роза
Члены художественно объединения «Голубая роза», возникшего в начале XX века, стали одними из главных манифестантов символизма. Павел Кузнецов, Петр Уткин, Александр Матвеев и их последователи в своих работах стремились к трансцендентному и пытались исследовать человеческие эмоции. «Голуборозовцы» не только проводили регулярные выставки, но и совершили прорыв в оформлении экспозиций. Для участников объединения были важны цветовые решения и музыкальное сопровождение. Так выставки становились практически иммерсивными, что для начала XX века стало уникальной находкой.
Д — Девочка с персиками
Картина Валентина Серова — одно из самых узнаваемых произведений русской живописи. При всей своей простоте работа «Девочка с персиками» наполнена невероятной глубиной, которая видна в деталях: во взгляде, жестах и интерьере. Портрет юной Веры Мамонтовой, сделанный в Абрамцево, напоминает о беззаботности детства и позволяет окунуться в светлые воспоминания каждому. Такой универсальный призыв к эмоциям и делает картину Серова вневременным шедевром.
Е — Екатерина II
Период правления Екатерины II выдался максимально благоприятным для русского художественного искусства. За те 34 года, что императрица занимала престол, с ее подачи произошло большое количество важных культурных событий: был возведен Эрмитаж, Императорская академия художеств оказалась преобразована в отдельное учреждение, а живопись получила широкое распространение. Эпоха просвещения вошла в дома русской знати во многом через картины. И в этом есть немалая заслуга самой Екатерины II, которая не только увлекалась коллекционированием полотен, но и формировала моду на это среди дворян.
Ё — Ёжик в тумане
Советская мультипликация легла в основу культурного кода десятков миллионов наших соотечественников. Но среди огромного многообразия мультфильмов, популярных у нас в стране, есть как минимум один, который снискал славу по всему миру. Это «Ёжик в тумане». Таинственная и невероятно атмосферная работа, которая показала всему миру силу отечественной анимации. Недаром даже великий Хаяо Миядзаки называет работу Юрия Норштейна одним из лучших анимационных фильмов в истории.
З —Зарубин Владимир
Многие из образов, которые ассоциировалось у советских граждан с Новым годом — будь то Снегурочка с конфетами или зверята, несущие игрушки на елку — результат работы художника-мультипликатора Владимира Зарубина. Некоторые так и называют его — «художник Нового года», ведь торжественные открытки с его иллюстрациями начиная с 1960-х годов можно было встретить практически в каждой советской квартире. Открытки за авторством Зарубина были напечатаны суммарным тиражом более полутора миллиарда экземпляров, и стали неотъемлемой частью отечественного быта.
И — Иконопись
Русская культура в средневековье, как и во многих других европейских странах, строилась вокруг религиозной тематики. Иконопись была основным видом искусства на Руси со времен Крещения и до эпохи Просвещения. Из средневековой эпохи до нас дошли, например, «Троица» Андрея Рублева и Владимирская икона Божией матери, — работы отечественных мастеров, которые повлияли как на светскую, так и на религиозную стороны жизни русского человека.
К — Кандинский Василий
Будучи одним из пионеров абстракционизма, Кандинский оказал на мировую культуру огромное влияние. Авангард стал для истории новаторским направлением, повлиявшим на весь XX век. Кандинский же, в свою очередь, стал ярчайшим мастером эпохи. За годы странствий в эмиграции он смог привить любовь к беспредметному искусству всей Европе, и сделал абстракционизм настоящим мировым культурным мейнстримом.
Л — Лубок
Лубок как вид народного творчества зародился не в России, но прижившись в нашей культуре, смог стать прародителем русской карикатуры. С помощью этого простого и понятного каждому вида графики даже до необразованных крестьян можно было донести необходимые смыслы: политические, культурные или религиозные. «Потешные листы» с раскрашенными от руки изображениями выполняли функцию газет для низших сословий в Российской империи. Так лубок стал не только видом графики, но и важнейшим инструментом в формировании общественного мнения.
М — Матрешка
Самый узнаваемый русский культурный образ современности — матрешка. Таинственная деревянная кукла, состоящая из нескольких фигурок внутри друг друга, — это главный сувенир, который везут иностранцы из России. Хоть иногда и может показаться, что матрешка существует испокон веков, на самом деле эта игрушка относительно молода и была изобретена чуть больше ста лет назад. Но за такой короткий срок она смогла стать символом нашей страны как за границей, так и внутри России.
Н — Наличник
Русскую деревянную архитектуру трудно представить себе без наличника. Эта архитектурная деталь, обрамляющая окна и двери, встречалась на домах как в городах, так и за их пределами, а также у различных русских сословий. Наличники отличаются друг от друга в зависимости от региона: например, резьба на севере отличалась от резьбы в средней полосе России. Но даже несмотря на многообразие, наличник в любом воплощении — одна из самых узнаваемых деталей нашего зодчества.
О — Олимпиада
Олимпиада, которая прошла в Москве в 1980-м году, оставила серьезный след в истории отечественного графического дизайна. Фирменный стиль игр был разработан мастерами того периода: эмблему события нарисовал художник Владимир Арсентьев, а талисман — легендарного олимпийского мишку — иллюстратор детских книг Виктор Чижиков. Для соревнований были созданы и уникальные пиктограммы каждого из видов спорта, а также шрифты и спектр используемых цветов. Пожалуй, ни разу до этого перед советским государством не стояло так много вызовов, связанных с дизайном.
П — Поленово
В каждой творческой сфере важно регулярно встречаться, обмениваться мнениями и совместно рефлексировать над тем, что происходит вокруг. Художники тоже часто тяготели к встречам и обмену мнениями. Понимал это и живописец Василий Поленов, построивший в конце XIX века усадьбу Борок, созданную для встреч художников и проведения различных культурных мероприятий. При жизни Поленова в его имении собирались художники со всей России, а сейчас музей стал центром притяжения для любителей искусства. Дело Василия Дмитриевича живет и вдохновляет по сей день.
Р — Родченко Александр
Александр Родченко вошел в историю мирового искусства как один из основателей конструктивизма. Будучи настоящим новатором, он оказал влияние также на фотографию, рекламу и скульптуру. Художник создал ряд ранних советских плакатов, которые знают, используют и пародируют во всем мире даже спустя целый век. Благодаря своим плакатам Родченко вписал себя в историю в качестве одного из прародителей дизайна. Он понимал искусство широко: живопись, графика, плакаты и инсталляции — возможно, именно такой максималистский подход и помог ему стать фигурой мирового масштаба.
С — Социалистический реализм
К идеологически заряженному искусству можно относиться по-разному, но отрицать степень его влияния на СССР середины XX-го века не получится. Огромная индустрия искусства, подконтрольная государству, не осталась в истории лишь бездушной машиной по производству однотипных картин. За годы доминирования этого направления появилось и немало разнообразных шедевров: начиная с монументальных работ Пименова («Новая Москва») и заканчивая камерными картинами Решетникова («Опять двойка»). И это очередное доказательство того, что талант может пробиться даже сквозь четко заданные рамки.
Т — Третьяковская галерея
В столице России есть ряд мест, не посетить которые при визите в город — немыслимо. Среди них — Третьяковская галерея, один из главных музеев России, где находятся тысячи шедевров русского искусства. Коллекция, собранная купцом Павлом Третьяковым, — это настоящее место силы культурной Москвы, в которое можно и нужно возвращаться регулярно.
У — Узорочье
Архитектурный стиль, который сформировался на Руси в XVII веке, стал настоящим отражением той эпохи. Именно по узорочью сейчас можно определить возраст того или иного сооружения. Если вы видите затейливые сложные формы с обилием декора — перед вами либо постройка XVII века, либо ее реконструированная версия. Самые известные образчики этого стиля — Церковь Троицы в Никитинках и Теремной дворец в московском Кремле. Становление и развитие узорчества — важнейший этап становления и развития русской архитектуры.
Ф — Финифть
Немало промыслов пришло в Россию из других стран или появилось у нас одновременно со всем миром, но со временем смогло прижиться настолько, что об иностранных корнях многие уже и позабыли. Так произошло и с финифтью — росписью по эмали на металлических пластинах. На Русь финифть прибыли из Византии в X веке и использовалась для украшения икон. Позднее этот вид народного промысла вошел и в светский быт: финифтью украшали предметы быта, посуду и украшения. К XVIII веку такой вид украшения стал модным не только в дворянской среде, но и в императорской семье.
Х — Хохлома
Русских народных промыслов в истории отечественного искусства было немало, но хохлома — одна из самых колоритных и узнаваемых росписей. Сочетание черного, красного, зеленого и золотого создает уникальную и будто бы осеннюю палитру, которая очень органично сочетается с самим узором: листья и ягоды рябины, ветки и звери. Идеальная природная гармония, символика которой мгновенно узнается с первого взгляда.
Ц — Церетели Зураб
Зураб Церетели создал сотни скульптур, возведенных не только в российских городах, но и в мировых столицах: например, в Лондоне и Нью-Йорке. У нас же работы Церетели можно встретить совершенно в разных уголках страны, но наибольшая концентрация его скульптур — в Москве. Памятники, созданные мастером, вызывают споры: одни их любят, другие — ненавидят. Но все же работы Церетели резонируют с обществом. И это — самое важное для любого творца.
Ч — Черный квадрат
Работа Казимира Малевича положила начало супрематизму в искусстве. «Черный квадрат» стал революционным произведением, которое обсуждают даже спустя сто лет после того, как картина была показана на выставке «0,10». Малевич планировал заменить в искусстве мир реальный абстрактным миром форм: он гиперболизировал их и использовал яркие цвета, сочетая кубизм и футуризм. Квадрат был визитной карточкой Малевича на протяжении всей его жизни, и вошел в историю не только как произведение искусства, но и как акт творчества.
Ш — Шехтель Федор
Федор Шехтель – один из самых узнаваемых архитекторов в России, чьи работы стали визитной карточкой эпохи модерна в градостроительстве. Ярославский вокзал, кинотеатр «Художественный» и особняк Степана Рябушевского – наиболее узнаваемые и типичные образчики работ архитектора. Каркасные конструкции, металл и другие материалы, свойственные эпохе, в проектах Шехтеля сочетались с практичной планировкой интерьеров.
Щ — Щукин Сергей
Многообразная коллекция, которую на рубеже XIX и XX века собрал российский меценат Сергей Щукин — одна из самых известных и значимых в мировой истории искусств. Картины Ренуара, Сезанна, Гогена, Матисса, Пикассо и многих других художников находились во владении Щукина вплоть до революции 1917 года. Наследие мецената было национализировано после прихода большевиков к власти. А сам он на короткое время даже стал экскурсоводом в галерее собранных им шедевров. Работы из его коллекции по сей день находятся в Эрмитаже и Пушкинском музее, вызывая интерес у поклонников живописи во всем мире.
Ы — КукрЫниксЫ
Это таинственное слово, изобилующее согласными, составлено из первых фамилий художников Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова. Трио советских карикатуристов создали большое количество визуальных сатирических работ. В своих иллюстрациях Кукрыниксы высмеивали все, до чего можно было дотянуться в условиях цензуры: от советского быта до международной политики. Впрочем, в основном они реагировали именно на международные события. Так главными работами, вписавшими художников в историю, стали агитационные плакаты времен Великой Отечественной войны, которые поддерживали боевой дух и высмеивали образ врага.
Э — Эрмитаж
Настоящая гордость Санкт-Петербурга и всей России — главный отечественный музей и одно из самых больших собраний реликвий во всем мире. Под Эрмитаж выделено несколько зданий в историческом центре Петербурга, а более 350 залов содержат коллекцию уникальных артефактов разных эпох и народов. Послужной список Эрмитажа можно продолжать до бесконечности, но лучше просто вновь посетить его.
Ю — Юон Константин
Будучи одним из основателей Союза русских художников, Константин Юон оказал значительное влияние на развитие отечественной живописи в XX веке. Его творчество стало связующим звеном между классическим пейзажем и новыми традициями в искусстве. Юон обращался к мотивам провинциальной жизни и искал красоту в простых вещах: он поэтизировал как жизнь крестьянской глубинки, так и уникальную родную природу.
Я — Якунчикова Мария
В истории русской живописи было не так много женщин-художниц, особенно в конце XIX века. Однако в этот период стоит выделить как минимум одно имя — Мария Якунчикова, художница, приложившая руку к созданию художественного языка Серебряного века. В ее работах органично сочетались природа и сцены русского быта, реализм и символизм, мистика и реальность. Якунчикова не только писала картины, но и активно принимала участие в культурной жизни своего поколения: она занималась декоративно-прикладным искусством, станковой живописью и книжной графикой.
История русского искусства продолжается и в наше время! Узнать о том, как на современный дизайн-код нашей страны влияет ее многовековое искусство, можно благодаря конкурсу-исследованию «Мастерский и массовый: русский дизайн», организованному при поддержке Центра дизайна и интерьера Expostroy. Конкурс проходит с 16 сентября по 17 ноября.