Арт-сеттинг, еда, искусство: как работают Иван Дубков и студия Applied Ingredients
26 октября 2024 г.


«Мы стремимся к созданию новых связей между людьми, контекстами и временными рамками», — говорят в студии Applied Ingredients. Маргарита Косолапова, INTERIOR+DESIGN, поговорила с Иваном Дубковым и Расимой Исаевой, ответственными за самые красивые ужины в ваших соцсетях, обо всем, что находится на грани — между новым гастрономическим опытом и настоящим искусством.
По теме: Шесть трендсеттеров — о главных темах арт-мира в 2024 году

Как вы начали работать с фуд-искусством?
Сложно сказать, где кончается гастрономия и начинается искусство. Это бесконечно глубокая тема. Людям нужно есть, чтобы выжить, и нужно делать это с удовольствием, чтобы это можно было назвать жизнью. Таким образом, еда изначально сводится к двум аспектам — функциональному и гедонистическому. Для того чтобы она имела возможность стать искусством, ей необходимо приобрести еще два — эстетический и критический. Если с первым все решается посредством «высокой кухни» и образов, ею транслируемых: исключительность ингредиентов, тонкое знание техник, точный сервис, гармония пространства и сеттинга, то со вторым все намного сложнее, ведь мало кто готов рискнуть и решиться заменить удовольствие на знание. Фуд-арт использует пищу и систему ритуалов вокруг нее в качестве своего основного медиа, средства доставки смыслов, равно как художник использует холст, а скульптор — глину. Но, строго говоря, искусство становится искусством только посредством институционального признания — то есть когда оно попадает в известный музей или респектабельную коллекцию. Это пятый, решающий аспект в системе координат фуд-арта.
В строгом смысле я не могу назвать проекты нашей команды фуд-артом. Мы ретранслируем идеи и образы, используя язык гастрономических символов и знаков с одной стороны и наследие истории искусств, опыт локальных и международных выставок — с другой. Над первой частью работаю я, над второй — мой партнер по студии. Расима Исаева присоединилась к команде Applied Ingredients в 2023 году, ранее она работала над такими масштабными проектами, как выставка Majlis на Архитектурной Венецианской биеннале 2021, и в Национальном музее Катара.

Расима Исаева и Иван Дубков
Applied Ingredients
Сайт


Впервые заход на территорию еды и искусства случился в 2017 году, когда Москву посетил Тино Сегал, обладатель пальмовой ветви Венецианской биеннале 2013 года. Этот художник отказался от вещизма и материальных медиумов, его метод — перформанс. При этом он даже наложил запрет на фото- и видеодокументацию работ. Зато отлично продавал сами «ситуации» крупнейшим музеям мира, среди которых Гуггенхайм в Нью-Йорке. Фонд V-A-C пригласил меня сделать кейтеринг по случаю его визита.
Познакомившись с подходом Тино, я решил, что и наша история должна быть витальной, сиюминутной, чистой. Брускетта с морковью, которая запекается и маринуется так, что ее не отличишь от красной рыбы — как напоминание о том, что искусство — часто не то, чем кажется. Огурец с ореховым мисо-соусом и грибами муар — как аббревиатура Музея архитектуры, где происходило событие. Мы застилали столы крафтовой переработанной бумагой, а блюда подавали прямо на листьях банана, которые увяли к концу вечера. Естественно, вся посуда была бумажной или деревянной. Таким образом мы постарались оставить минимальный след и предложить гостям новый опыт.


Какой проект был самым сложным?
Пожалуй, одним из самых сложных был проект «Между Строк» в поселке писателей Переделкино. Команда Яндекс Карт запускала новые интерактивные экскурсии, которые мы превратили в масштабный фестиваль. Он объединил аудио-инсталляции, скульптурные композиции и ужин из пяти подач на террасе дачного дома, а также концерт и экскурсии-спектакли с актерами мастерской Брусникина. И если изначально мы отталкивались от гастрономической части, то очень быстро стало понятно, что она существует в тесной связи со всеми остальными. Художником выступила мультидисциплинарная художница Анастасия Безрукова, а автором музыкального оформления — Олег Буянов (OL).




Каким был самый необычный проект, над которым вы работали? А каким — ваш любимый?
Самый необычный проект — «Синдром самозванца». Я впервые выступил в роли перформера, и это было очень волнительно: меня публично закидали продуктами. Вдохновленный работой Алисон Ноулз и профессией клакера, я решил создать блюдо, которое бы примирило человека творческих профессий с психологическими и социальными вызовами нашего времени. Брошенные в меня тридцать килограммов помидоров и яиц — и это был абсолютный шок для большинства присутствующих! — после соединились в салат нисуаз.


Запоминающихся проектов много: это, конечно, ужин в Заполицкой ГЭС недалеко от Суздаля. Уникальная архитектура, природный ландшафт, глубокая работа по изучению церковного рациона и наследию Ирины Затуловской. Над идеей мы работали совместно с художницей Дарьей Кожиной, а наш друг и соратник Эрнест Яковлев сделал удивительные фотографии.
Другой недавний — ужин по случаю открытия фестиваля Signal, который был разыгран прямо на главной сцене в окружении лазеров и цепочных подвесов. Вместо столов и стульев — кофры из под музыкальных инструментов, а звук — из громогласных Funktione One. Композитор Даша Стиш написала целый альбом, композиции которого были вдохновлены блюдами из меню и исполнялись прямо во время застолья. Впоследствии эта запись была выпущена на кассетном лейбле Tape To Tape Records. «Гастрономический Гид по Музыкальной Гармонии» — это наша интерпретация культуры электронной музыки.




Как началось ваше сотрудничество с арт-институциями и брендами? Почему это интересно?
У арт-институций близкая нам оптика и удивительные локации. Почти всегда можно сделать что-то красивое и интересное без лишних согласований. Первый большой проект мы провели с Уральской индустриальной биеннале в 2021 году. Работа под названием Present была посвящена размышлению о последствиях COVID-19 для продовольственной индустрии, а местом ее реализации было выбрано фойе конструктивистского цирка в Екатеринбурге.
Что касается брендов, совместная работа — всегда определенный вызов, у них есть четкие задачи, нужно уметь слушать заказчика, который с помощью коллаборации идет к достижению своих целей. В этом смысле недавний «Вернисаж Ханами» в галерее Lime стал отличным примером такой вдумчивой и чуткой коммуникации. Мы работали одновременно с произведениями художника Владимир Черныщева и с ценностями и видением компании Lime в новом галерейном пространстве их флагманского магазина. Важно было выдержать баланс, учесть пожелания всех участников процесса и бережно их ретранслировать.
По теме: LIMÉ Gallery: арт-пространство модного бренда в Москве





Как строится творческий процесс от создания концепции до ее воплощения?
Наши концепции всегда строятся на двух основных принципах: это работа с контекстом и создание смысловой карты, сюжетной линии. Эти два фактора являются ключевыми как в работе с клиентами, так и в самостоятельной практике. Мы всегда стремимся рассказать историю, исследуем ДНК бренда, его ценности, обращаем внимание на пространство, свет и звук.
Наш язык в первую очередь гастрономический, но он не может быть воспринят в отрыве от контекста
Другим важным аспектом нашей работы является сотрудничество с молодыми талантами: художниками, фотографами, поварами, музыкантами, учеными, специалистами в области коммуникаций. Это всегда обогащает проект. Мы редко работаем с декораторами, дизайнерами, фотографами, которые находятся внутри индустрии, а скорее выбираем тех, с кем самим хочется работать и общаться, тех, чья практика действительно развивается в сфере изящных искусств.
Что касается идей и вдохновения, у нас нет точной формулы или рецепта, здесь всегда присутствует элемент волшебства.




За кем из коллег вы следите, чьи работы стоит увидеть?
Нам очень нравится коллектив Gramounce — это и образовательные курсы, и концептуальные ужины, и непосредственно их творчество. Команда работает с материальными вещами в виртуальном по большей части пространстве. В прошлом году мы участвовали в их программе Food and Art и получили сертификат Alternative M.A. Лекции читали крупнейшие исследователи из академической среды, область интересов которых находится на пересечении гастрономии, архитектуры, философии и экологии: Кэролин Стил, автор книги «Голодный Город», английский журналист Филипп Мауган, с которым мы участвовали в экспедиции на Аральское море, автор книги Black Almanac, профессор из Оксфорда Чарльз Спенс, который занимается гастрофизикой. Кстати, у студии есть формат арт-ужинов — fondo supper club. Через блюда, церемониал и систему ритуализации команда делится результатами своих исследований.
Красивые сеты столов в замках и ярмарках искусства — лишь верхушка айсберга
В 2021 году мне также повезло провести несколько часов в компании Мартина Хоблестрейтера, сооснователя проекта Honey and Bunny. Food and Art — действительно необъятное поле для исследования. Красивые сеты столов в замках и ярмарках искусства — лишь верхушка айсберга, основной массив — это контекстуальные знания истории и современного мира, для овладения ими нужно много учиться. Например, есть хороший журнал Eaten Magazine.



Какие большие тренды вы можете отметить сейчас?
Непрофессиональные повара становятся героями гастрономической жизни. Самый яркий пример — Лайла Гохар, американка, которая готовит удивительные сеты для званных ужинов, модных брендов и частных событий.
Способность мыслить в пространственном ключе, делать яркие фотографии и соединять бытовые образы с изысканными ингредиентами — вот рецепт успеха
Картинка и визуальный образ, может, и не победили значимость ее вкуса, но точно занимают равнозначные позиции. Сет-дизайн важен, нужен и востребован. Это критично важно для всех, от рестораторов до микроблогеров. Интерьеры ресторанов все больше выстроены вокруг задачи хорошо смотреться в кадре, а контент нескольких популярных фуд-блогеров копируется и распространяется по Сети. Так выходит, что, несмотря на доступность информации и возможности быстро обмениваться мыслями, по-настоящему новые, интересные, аутентичные идеи все также редки, а контент становится все более и более гомогенным. Зеркала, монохромный розовый, романтическая ностальгия, металлические детали — теперь ты можешь встретить такие решения от Сеула до Нью Йорка, и Москва в этом смысле не исключение.
Конкуренция за внимание аудитории, а точнее, за новое впечатление, сформировала ряд гибких моделей и форматов на территории креативной гастрономии
Один из них — выездные ужины в интересной локации, или «у шефа на даче». Кажется, мир не остался равнодушным к знаменитому показу Jacquemus в лавандовом поле, Симон Порт — гений маркетинга для миллиалианов. С тех пор поиск интересных локаций для ужинов с красивым закатом, кинематографичным пейзажем или необычным видом на город уверенно входит в задачи всех крупных брендов. Одним из самых классных примеров такой интервенции можно считать ужин по случаю коллаборации бренда Mango и Симон Миллер на Минорке. В Москве мы активно развиваем это направление.



У вас есть проект мечты?
Мы бы хотели создать проект для Венецианской биеннале современного искусства. В этом году мы даже отправили в Италию заявку на open call для независимых художников. Проект посвящен московскому метро и основан на исследовании пищевой бумаги и трафаретной печати шоколадом. Мы хотим построить уменьшенную модель павильона станции «Парк Победы», которую можно разобрать на отдельные картины и поставить под стекло, а можно съесть по кусочкам — вместе с зашитыми в него оттисками головоногих моллюсков.

