Design Miami Paris 2024: большой обзор ярмарки коллекционного дизайна
28 октября 2024 г.
Ярмарка исторического и современного коллекционного дизайна Design Miami Paris вернулась на прошлой неделе в L'Hôtel de Maisons, роскошный особняк XVIII века недалеко от музея Орсе. О том, что предлагали галереи и каковы итоги и перспективы ярмарки, рассказывает Марина ШирскаяС 15 по 20 октября в Париже прошла вторая по счету ярмарка Design Miami Paris. Вновь местом встречи галеристов с коллекционерами и почитателями исключительных образцов исторического и современного коллекционного дизайна стал роскошный особняк XVIII века l’Hotel de Maisons, вместивший презентации 30 галерей-участниц. Большинство из них представляли свои программы в интерьерах особняка, почти все остались в тех же залах. А в саду расположился ставший уже традиционным раздел Design at Large.
По теме: Design Miami в Париже: выбор INTERIOR+DESIGN
Громкое открытие
Первый день открытия ярмарки собрал беспрецедентное количество знаменитостей и коллекционеров. И это, конечно, не случайно, поскольку в это же время в Париже в Grand Palais проходила ярмарка современного искусства Art Basel Paris. На обеих площадках был замечен десант американских любителей высокого и функционального искусства, часть из которых, возможно, перебралась на континент прямиком с лондонского PAD и Friese. На лужайке перед l’Hotel de Maisons в этот день в объектив попали актеры Натали Портман и Оуэн Уилсон (последний подъехал на собственном складном велосипеде), был здесь и архитектор сэр Норман Фостер, и братья Арно, и влиятельный коллекционер и основатель фонда Luma в Арле, не любящая публичности Майя Хоффман. Многие именитые дизайнеры также заглянули на ярмарку — в их числе Раф Симонс, Сэмюэль Росс и Индиа Мадави.
Дизайн в Париже
Надо заметить, что французский рынок коллекционного дизайна имеет свои довольно хорошо заметные черты, отличные от британского и американского. Он как будто менее падок на экстравагантное, более сдержан и сбалансирован. Здесь особенно заметен исторический коллекционный дизайн и в первую очередь французский «сиротский модернизм», главным представителем которого сегодня является Жан Пруве. Удивительно, как то, что задумывалось как экономичное и массовое, стало сегодня важным элементом самых роскошных интерьеров мира.
Здесь ценят керамику середины прошлого века и рустикальную мебель, созданную местными артизаналами. Даже современные работы не стремятся эпатировать рынок провокационной яркостью и гипертрофированными пропорциями. Самыми сумасбродными в этот раз выглядели обитая красным и зеленым бархатом кушетка Tappeto Volante (1974) Этторе Соттсасса, которую привезла Rossella Colombari, и работы ушедшего в апреле 2024 года Гаэтано Пеше на стенде галереи Salon 94 Design: красная ваза, изображающая живот и ноги беременной женщины, шкаф Palladio в форме потекшего человеческого лица стоимостью $180 000 и разноразмерные войлочные кресла La Famiglia, напоминающие маски с отверстиями для глаз носа и рта.
Лучшие объекты
Все выше сказанное лишний раз подтверждает и выбор экспертов ярмарки, которые в качестве лучшего исторического объекта назвали привезенные Galerie Mitterrand шесть стульев на гнутых стальных ножках и обеденный стол со столешницей из каррарского мрамора, покоящуюся на конструкции из стальных колец, от Франсуа-Ксавье Лаланна (€650 000). Лучшим объектом секции Design at Large стал сборный дом Жана Пруве 1946 года, представленный Galerie Downtown-Laffanour и проданный в первый же день за сумму более одного миллиона евро.
Лучшей презентацией была названа совместная экспозиция Galerie Gastou и Galerie Desprez-Bréhéret, представлявшая коллекцию работ Жана Туре — дизайнера, создавшего литургическую мебель, уничтоженную пожаром в соборе Notre Dame de Paris. Бывший страховой агент Туре переквалифицировался в дизайнера, обзавелся мастерской в деревне Morolles и снабжал магазины Galerie Lafayette деревенского образца деревянной мебелью. На ярмарке стол работы Туре предлагали за €65 000. Лучший же современный объект уже тоже можно назвать относительной классикой — им стал комод, облицованный алюминиевыми пластинами, авторства рекордсмена в области аукционных продаж современного коллекционного дизайна Марка Ньюсона, представленный на стенде Carpenters Workshop Gallery.
Современный дизайн, спокойный и сдержанный, был представлен и на стенде галереи Kreo, которая при выборе работ отличается особым концептуальным подходом. Один из объектов, само сочетание функций которого достаточно неожиданно, с очень сдержанной иронией вторил вызову, брошенному Гаэтано Пеше. Речь идет о бронзовом торшере-лестнице Гийома Барде за €40 000. Этот объект может быть интересен коллекционерам еще и тем, что Гийом Барде является автором нового отлитого из бронзы литургического убранства собора Notre Dame de Paris, который официально откроется в начале декабря 2024 года.
Галерея Friedman Benda, которая обычно представляет крайне смелые дизайнерские решения, на этот раз привезла аскетичные, на вид почти прозрачные стол и стул OFL Даниэля Аршама за $60 000 и $42 000 соответственно, в которых диалог между структурой и прозрачностью ведется с помощью двух материалов — искусственной смолы и тонких деревянных конструкций. А за «разговор» с мэтром Гаэтано Пеше отвечал небольшой круглый столик Voxel Йориса Лаармана, при создании которого дизайнер-новатор обратился к цифровой культуре и новейшим технологиям. Напечатанные из нержавеющей стали микроскопические кубики, как пиксели, собраны в форму традиционного столика, ножка которого декорирована фигурками героев популярных компьютерных игр.
Керамика и стекло
На ярмарке традиционно было довольно много керамики. Так, за историческую часть отвечала галерея Lebreton, собравшая на стенде работы послевоенных французских керамистов Сюзанны Рами, создававшей формы для Пабло Пикассо, Жана Дерваля, Роберта Перо и Жоэль Дерубе. И галерея Thomas Fritsch-Artirium c послевоенной французской керамикой Жана Лера, Жака и Дани Рюэлланов. Бельгиец Пьер Мари Жиро привез традиционную подборку работ наших современников из США, Японии и Европы, работающих с глиной, стеклом, лакированным деревом и кожей. Hostler Burrows продолжила придерживаться своей скандинавской программы, на ее стенде представляли скульптуры финской керамистки Жасмин Аношкин, которые на первый взгляд могут показаться по-детски беззаботными, но на деле ведут разговор о непохожести и инаковости.
Галерея Spazio Nobile выставила в саду пять крупномасштабных расписных и глазурованных ваз португалки Белы Силвы. Carpenters Workshop Gallery разбавила свою довольно сдержанную и брутально-тяжеловесную мебельную подборку экспрессивными керамическими скульптурами-вазами Роджера Хермана и объектами Гарета Мэйсона, из-за многослойности используемых материалов, форм и способов обработки ассоциирующихся с археологическим раскопом.
Самые яркие объекты из стекла показывали на стендах Hostler Burrows, Nilufar, Friedman Benda и Scene Ouverte. Так, Hostler Burrows привезла три зеркальные выдувные скульптурные вазы шведки Ханны Хансдоттер. Friedman Benda демонстрировала эксперименты с прозрачным стеклом дизайнера из Ливана Найджлы Эль Зейн. Scene Ouvert предложила коллекционерам очаровательную, словно созданную нетвердой детской рукой вазу Алисы Волчковой. А Nilufar украсила потолок своего зала люстрой-лианой из рубиново-красного стекла под названием Brugmansia Amaranto Floating, созданную итальянцем Кристианом Пеллиццари.
Параллельные проекты
Эффектно выглядели и партнерские презентации. Уже на входе в особняк посетителей встречала яркая презентация работ выпускников школы SCAD, украсившая парадную лестницу пестрым тафтинговым ковром сложной конфигурации от Триши Андерсен и свисающей в пролете гигантской текстильной скульптура из органзы Лэрке Лиллелунд. Louis Vuitton представил пополнение своей коллекции Objets Nomades — кресло Lotos, разработанное Studio Campana и решенное в новом пронзительно-синем цвете. А Saint Louis показал часть проекта, который демонстрировал во время Миланской недели дизайна, представив гибридные скульптуры «Тенор», «Альт» и «Сопрано» французского художника-декоратора Пьера Мари, славящегося своим экстравагантными решениями. Интересно здесь сочетание в одном объекте массы узнаваемых и классических для хрустальной мануфактуры форм и способов огранки, а также использование сразу пяти нестандартных цветов. Проект, который затрагивал экологическую повестку и одновременно доказывал, что экологическая ответственность не грозит современным коллекционерам необходимостью идти на компромисс с эстетикой, назывался Mycelium Muse. В основе всех объектов, разработанных семью современными дизайнерами, лежала задача использования нового отделочного материала Reishi, выращенного на основе мицелия, который по своим качествам напоминает кожу.
Прогноз на будущее
Надо сказать, что я так и не решила, что лучше: видеть коллекционный дизайна в стерильной атмосфере базельского выставочного центра и таком же по атмосфере шатре в Майами или иметь возможность наглядно представить, как все эти предметы, с которыми предполагается жить, выглядят в атмосфере реального интерьера. У обоих способов экспонирования есть свои плюсы и минусы. Расположение ярмарки в L’hôtel de Maisons с порога задает атмосферу блеска и роскоши, подобающую всему тому, что там представлено. Но зачастую объекты дизайна просто растворяются в барочном золоте интерьера. И, конечно, если хочется изучить предметы поподробнее и заметить что-то особенное, день открытия, совпадающий с предпросмотром для VIP-гостей, совсем неподходящий момент. В такой толпе даже пройти через зал иногда становится затруднительно. Но сложность заключается в том, что именно в этот день все самое интересное оказывается распроданным. Понятно, что коллекционеры, наметившие серьезные приобретения, скорее всего, уже знакомы с программой галереи и едут либо чтобы увидеть предмет своими глазами и принять окончательное решение, либо в стремление побыть в кругу людей, разделяющих любовь к дизайну. Так или иначе, вспомним, что первая попытка развернуть шатер на Place de la Concorde окончилась отменой события в 2022 году. Затем появилась площадка L’hôtel de Maisons, с которой организаторы подписали договор на два года.
По многим признакам состоявшуюся вторую итерацию Design Miami Paris можно считать более чем удачной. Для коллекционеров, которые охотятся за впечатлениями, а не только за предметами, Париж с его музеями, театрами, параллельными программами, гастрономическими предложениями — явно очень привлекательная платформа. Так что в том, что третья итерация ярмарки состоится в следующем году в Париже, сомневаться не приходится. А вот в каком формате она будет проходить, пока не понятно. Возможно, ярмарка переедет в привычный для нее шатер и приобретет масштабы, более похожие на доковидные годы. Все-таки бутиковый размер накладывает свои ограничения по количеству участников, а Design Miami всегда славилась своим поистине энциклопедическим охватом темы коллекционного дизайна. И еще один вопрос, который витал в атмосфере, но официально еще не произносился: сохранится ли базельская версия ярмарки, которая заметно сократилась в размерах и по количеству участников за последние три года?