Поиск локальной идентичности в дизайне: главное из нового подкаста I+D

29 октября 2024 г.

Ведущие эксперты дизайн-индустрии встретились, чтобы обсудить пути развития отрасли и выяснить, в чем же все-таки заключается истинно русский культурный код и как его отображают современные авторы. Этот эпизод подкаста вышел в рамках конкурса «Мастерский и массовый: русский дизайн», который INTERIOR+DESIGN организует совместно с ЦДИИ Expostroy. Мы собрали главное из этого дискуссионного выпуска, а послушать его полностью вы можете на любой удобной платформе.

О причинах интереса к локальному коду

Анна Алимпиева, руководитель проекта Expostroy

Культурный код определяют три вещи: география, язык и становление государства. Согласно исследованию НАФИ 2022 года, только 37% россиян могут объяснить, в чем заключается культурный код — для большинства это историческое и культурное наследие. Однако я уверена, что это понятие гораздо шире. На мой взгляд, интерес к русскому культурному коду связан с поиском самоидентичности. Сейчас нас немного ограничили, «закрыли» от мира, и мы начали изучать и заново переоткрывать себя.

Анастасия Ромашкевич, журналистка, создательница канала о дизайне «Ромашковый сбор», эксперт в области дизайна

Одна из причин интереса к национальному коду не только в России, но и в других странах — глобализация. Мир стал слишком одинаковым: мы смотрим одни и те же фильмы, носим похожую одежду, едим одно и то же, находимся в общемировом культурном пространстве. В такой ситуации нам хочется понять, чем же мы отличаемся и выделяемся. А еще для дизайнера обращение к локальным кодам — это маркетинговый инструмент. В магазинах представлено огромное количество мебели, но мы выбираем ту, которая вызывает максимальный эмоциональный отклик. Предметы, которые апеллируют к чему-то близкому и понятному только нам, имеют больше шансов такой отклик вызвать.

О неоднозначности русского кода в дизайне

Ирина Батькова, дизайнер, художник, создатель бренда «Птица Сирин», организатор и куратор выставки «Трын*Трава. Современный русский стиль»

Балалайка, матрешка, черная икра, медведь — все это лозунговая история, первый порог входа в русский стиль, появившийся тогда, когда запрос на него формировался за рубежом (а именно на французских выставках в конце XIX века). Сейчас мы начинаем познавать сами себя глубже. Мы понимаем, что матрешка — это, конечно, прекрасный, уникальный, очень интересный объект. Однако есть, например, еще и поставец — положенные друг на друга мисочки, которые можно было увидеть во многих русских избах. Возможно, именно он стал прототипом матрешки. Обращение к такому объекту становится выглядит интереснее, чем бесконечная переработка образа матрешки.

Анастасия Ромашкевич

Дизайн, вдохновленный русским культурном кодом, не должен просто демонстрировать, как жили наши предки. Дизайн — это все-таки прикладная дисциплина, поэтому он должен помогать людям в решении конкретных задач и удовлетворении запросов. Мы можем для этого обращаться в том числе к нашему наследию, однако важно делать это осознанно. Русская игрушка не просто так отличается цветовой палитрой в зависимости от региона: в каждом своя земля, минералы, а значит, и красители. Авторам нужно исследовать не форму, а практики, производства, специфику использования ресурсов — этого сейчас не хватает и из-за этого во многих предметах нет настоящей глубины с точки зрения дизайна.

Анна Алимпиева

Русский стиль — это не топить по-черному, это не про то, чтобы бездумно копировать узорочья и символы. Можно вдохновиться, изучить, переработать известные образы и предложить совсем другую форму, содержание, наполнение. Только так можно прийти к новому стилю, который станет мировым.

О космополитичности русского кода

Анна Алимпиева

Все-таки Россия никогда не была обособленной страной: всевозможные влияния (от византийских и татаро-монгольских до французского и английского) существовали всегда. Мы находимся в симбиозе с разными культурами, поэтому нельзя говорить о том, что наша страна оторвана от мира, а дизайнерам нужно вдохновляться только избами. Нет, нам важно подчеркнуть, что в этом симбиозе не стоит забывать свои истоки. Хочется, чтобы люди знали не только о шедеврах эпохи Возрождения в Италии, но и о том, что происходило в это время на Русском Севере.

Ирина Батькова

У нас многонациональная страна, и слово «русский» является объединяющим началом для разных наций — так было сначала в Российской империи, а теперь в России. Конечно, мы можем говорить об общем глобальном идеологическом коде, но в то же время у каждой национальности существуют локальные культурные коды, которые формировались под влиянием определенного уклада жизни, быта, самой территории.

Анастасия Ромашкевич

Здорово, когда происходит симбиоз разных культурных кодов: примером может выступать взаимопроникновение современных традиций итальянского дизайна и японской эстетики в работах Оки Сато для итальянских фабрик. То же самое можно сказать о гармоничном взаимодействии японского и скандинавского в дизайне. Я думаю, что нам нужно взрастить свой культурный код и «поставить его на ноги», а затем выходить с ним вовне — не зря же дети от смешанных браков обычно получаются очень красивыми. Но сначала необходимо все-таки дать ему шанс в нашей стране, потому что пока этот процесс идет тяжело.

О задачах конкурса

Анна Алимпиева

Самое главное — открыть новые имена и нестандартные подходы и решения. А еще очень хочется соединить дизайнеров с компаниями, у которых есть производственные мощности. Нам важно, чтобы производители начинали более активно сотрудничать с дизайнерами, чтобы наша индустрия производства мебели, светильников и других интерьерных объектов выходила на другой уровень.

Татьяна Белохина, главный редактор INTERIOR+DESIGN

Любая визуальная тенденция развивается сначала в сегменте Haute Couture, а затем распространяется в масс-маркете. Сначала вещь появляется на подиуме, потом люди начинают в ней ходить на улицах. Задача конкурса, инициированного нами с Expostroy, заключается не в том, чтобы одномоментно поставить в дом каждому нечто, вдохновленное визуально читаемым культурным кодом. Мы задаем путь от верхнего сегмента к массовому, и одна из задач конкурса — инициировать галерейный штучный дизайн. Возможно, он в итоге не будет производится массово, но нам важно его показать: мы как медиа должны насыщать индустрию красивым визуалом.


Подкаст доступен к прослушиванию на платформах Яндекс.Музыка и ApplePodcasts. Все платформы, на которых можно найти этот эпизод, собраны здесь.

Вдохновляйтесь ВКонтакте с нами