В нидерландском Эйндховене 27 октября 2024 года завершилась Dutch Design Week (DDW): в празднике дизайна на 415 площадках в этом году приняло участие более 2500 дизайнеров. Основная тема DDW 24 — «Реальное/Нереальное» — предполагает исследование того, как мы ориентируемся в различных реальностях, из которых состоит наш мир сегодня.
По теме: Art Basel Paris 2024: итоги ярмарки современного искусства в Париже
Неделя дизайна, как и прежде, подкупает своим неформальным подходом, экспозициями, требующими мощной концентрации внимания от зрителя. Она изначально была создана дизайнерами для диалога, а не дешевых вау-эффектов. Здесь демонстрируют разработки, идеи, концепции, иногда в совершенно зачаточной стадии, в расчете на то, что кто-то из проходящих мимо сможет присоединиться к процессу и, объединившись, докрутить проект до неожиданного, но плодотворного результата.
Из-за обилия тем и проектов каждый, кто хоть раз побывал на Dutch Design Week, знает, что любая попытка поделиться впечатлениями приводит к выводу, что вы с собеседником были на совершенно разных неделях дизайна. Действительно, чтобы поездка оказалась максимально эффективной, нужно определиться, что вы хотите увидеть на этот раз. Даже пресс-служба организует сразу несколько пресс-туров в соответствии с интересами журналистов разного профиля. Например, можно выбрать проекты, сосредоточенные на экологии, разработке новых материалов, еде, инклюзивности, цифровых интервенциях, или отправиться на поиск новых талантов на шоу выпускников, причем не только самой Академии Эйндховена, но и на тех, что привозят на другие площадки города учебные институции со всей Европы.
В этом году мы сосредоточились на ремесленном мастерстве, коллекционном и студийном дизайне. Самыми главным точками на карте в этом маршруте обычно оказывается несколько адресов, к которым из года в год добавляются новые локации.
Kiki & Joost
К началу DDW 2024 осуществилась мечта дизайнеров Кики ван Эйк и Юста ван Блейзвика: они завершили строительство нового выставочного пространства своей студии и разбили небольшой садик с цветами в образовавшемся в результате стройки внутреннем дворе. На первой прошедшей в новом пространстве выставке Carte Blanche, где каждый квадратный сантиметр спроектирован самими дизайнерами, Кики и Юст представили серию новых проектов.
Среди них коллекция ламп Sprout, в которой Кики, вдохновленная бурным цветением растений в новом саду, совместила керамические элементы, обожженные в технике раку, и цветные стеклянные плафоны. Формы и цвета всех элементов могут варьироваться и наращиваться, создавая все новые и новые неповторяющиеся комбинации. Юст представил проект Funky Punky Collection — скульптурные функциональные объекты: столы, стеллажи, стулья, консоли. Основой конструкции для них стали обрезки плоских плит МДФ, выкрашенные дизайнером в ярко-желтый, флюоресцирующий розовый, насыщенно-синий и зеленый цвета.
Все детали состыкованы между собой как бы случайным образом, просто чтобы придать им устойчивость, однако в результате этого спонтанного конструирования родились удобные функциональные объекты с немного панковским духом. Другой же проект Юста, Intentional coincidence, в целом не отступает от приема, который любит использовать ван Блейзвик, на глазах у изумленного зрителя превращая плоскость в трехмерный функциональный объект. В этом случае он оперирует окрашенным железным листом, разрезая и сгибая его по принципу оригами.
Kazerne
Площадка Kazerne стала в Эйндховене общепризнанным культурным хабом, сочетающим элементы галереи, ресторана, отеля и креативного центра. Каждый год куратор Аннамун Хофтвестигинг приурочивает к Dutch Design Week выставки и мероприятия, привлекая к ним дизайнеров и художников, ориентированных на инновации, устойчивость и новые формы взаимодействия с окружающим миром. В этом году здесь проходила выставка Human = Non-Human — это проект, который поднимает важные вопросы взаимодействия человека с природой и технологиями.
Открывая диалог между человечеством и всем, что нас окружает, включая не только живые существа, но и неживые элементы, выставка приглашает посетителей задуматься о том, как размываются границы между физическим и виртуальным мирами и как дизайн становится катализатором изменений, способствуя нашей осведомленности, предлагая альтернативные сценарии взаимодействия с природой и технологиями. В выставке участвуют более 40 дизайнеров, и каждый привносит свой уникальный взгляд либо на материал, либо на технику, либо на дизайн жизненных процессов.
Так, студия Relative Distance представила лунные часы Phase, которые отражают движение луны в реальном времени, незаметно меняясь каждый день, побуждая нас к большей осознанности в восприятии времени, окружения и масштабов происходящего. А текстильный дизайнер Флокс ван Оппен, вдохновленная проблемами, с которыми сталкивается ее поколение, для которого слова переработка, апсайклинг, устойчивость и другие экологические термины стали обычными, небезуспешно стремится раскрыть перед зрителем красоту, таящуюся в кажущихся неприглядными отходах, и в основном использует повседневные материалы, которые в противном случае оказались бы в мусорке. На выставке было показано ее текстильное панно Dutch Design Waste, созданное из использованных в прошлом году браслетов, которые раздавались посетителям Dutch Design Week 2023.
Часто проекты, которые показывают в Эйндховене, кажутся бессмысленными на фоне глобального хаоса, но мы забываем, что этот хаос состоит из мелочей, не обратив внимание не которые, мы не решим больших задач. Таков проект Бена ван Кеменаде, который в своей дизайнерской практике размышляет о передаче знаний будущим поколениям и сохранении старого, чтобы дать возможность молодому созреть. Назвав свой проект Regeneration, он создал хранилище для пиломатериалов, собранных за 40 лет плотницкой практики Риком Дуллеменом. Эта обширная коллекция древесины теперь хранится в созданной Беном инсталляции, а свежесрубленное дерево этой конструкции будет обеспечивать влажность для хранящейся внутри нее коллекции Рики, защищая ее от деформации и растрескивания.
Piet Hein Eek
Царство дизайнера Пита Хейн Эйка расположено в старых корпусах завода Philips, которые были преобразованы в креативное пространство для дизайнеров и художников. Мастерская Эйка, как и сам дизайнер, привержена идеям устойчивого и инновационного подхода к материалам и дизайну. Он переосмысливает старые индустриальные материалы, превращая их в функциональные и эстетически привлекательные объекты. В дни, когда проходит Неделя дизайна, гости фестиваля стремятся сюда не только для того, чтобы увидеть новые работы самого дизайнера, но и для того, чтобы открыть для себя имена временных резидентов.
Например, дизайнер Теун Зветс представлял новые объекты из коллекций Splitted и Paneled: кровать, диван, светильники, созданные в свойственной ему манере — немного неказистые, с нарочито подчеркнутой рукотворностью, яркие, блестящие лакированные или немного мультяшные, выпячивающие стыки швов. А в дальнем от центрального входа конце пространства, у временно перемещенной сюда стекольной печи студия Marc Barreda демонстрировала, каких усилий стоит изготовление небольших бытовых предметов из раскаленного стекла, на глазах у зрителей лепя и выдувая формы будущих бокалов и кувшинов.
Здесь же молодой коллектив Arkhe:Collective, сформированный дизайнерами-ремесленниками и художниками, проходящими обучение в Академии дизайна Эйндховена, представлял творческие вселенные зарождающегося нового поколения дизайнеров. И среди них проект The Obelisk Тео Чикилло (Theo Chiquillo) — стоящий на тонких ножках из металлической арматуры с панцирем из серых плиток, крепящихся на металлическом же каркасе, он напоминал застывшее в тревоге насекомое. Крылья-дверцы плотно прижаты к туловищу, скрывая внутри себя все самое драгоценное: наше время, наши воспоминания и истории, которые мы не должны забывать.
Kelderman en van Noort (KEVN)
Неподалеку от кластера, в котором обитает студия Pet Hein Eek, на окраине в прошлом страшно неблагополучного района Вунзель-Вест, который преобразился за последнее десятилетие благодаря усилиям, совместно прилагаемым администрацией города, волонтерами и местными жителями, расположена еще одна точка, в которую стремятся интересующиеся студийным и коллекционным дизайном гости Недели дизайна. Это небольшое пространство объединяет в себе студии, несколько выставочных залов и бар.
В этом году площадка подготовила групповую выставку Driven by Purpose и собрала на ней около 20 дизайнеров, включая Studio Nicky Vollebregt с проектом Pollia. Это экспериментальные текстильные скульптуры, которые являются результатом синергии ручного мастерства и машинной точности. Скамья Base стала результатом коллаборации двух принципиальных в отношении устойчивого дизайна авторов Лизанны Мистер и Илзы Эверс. Первая, демонстрируя свою увлеченность конструктивными элементами и материалами, использовала для создания основания скамьи алюминий и 100% переработанный бетон и цемент. Вторая — вышедшие из употребления пожарные шланги для сиденья.
Graduation Show
Конечно, любой, кто приезжает в Эйндховен на Неделю дизайна, считает своим долгом заглянуть на шоу выпускников. Выпускной показ работ магистров и бакалавров Академии дизайна Эйндховена — это градообразующее событие, которое сделало Эйндховен Меккой дизайна. Сюда стремятся галеристы и кураторы в поисках новых талантов уровня Studio Drift, Начо Карбонеля, Костаса Ламбридиса, Мартена Бааса и многих других звездных выпускников академии. Шоу, кстати, каждый год проходит на новой площадке, давая возможность заброшенным производственным или офисным зданиям города вновь окунуться в суету былых лет и, возможно, получить импульс к возрождению.
В этом году шоу проходило в комплексе Microstad в непосредственной близости от железнодорожного вокзала и насчитывало проекты более чем 200 студентов. Тематика, к которой обращаются выпускники, невероятно разнообразна. Масса проектов посвящена устойчивому дизайну, например, футуристические кресла Джада Фритча Treatment for a Re-Connection, опираясь на базовую потребность человека в тепле, предлагают обогреть сидящего при непосредственном контакте. Эта низкотехнологичная мебель сохраняет тепло благодаря природным свойствам своих материалов — глины, волокон и песка, создавая микроклимат, который распределяет тепло в течение дня после отключения от источника электроэнергии.
Выпускница Марин Бози (Marine Bosi) своей звуковой инсталляцией Mimetic Desire, установленной в спекулятивном парижском интерьере XIX века, визуализирует исследование, которое она посвятила массовому отстрелу зеленых попугаев в 2018-2020 годах в пригороде Парижа. Эта расправа над беззащитными птицами произошла из-за неверной интерпретации научных данных средствами массовой информации и отсутствия архивных материалов по этому виду. В контексте климатического кризиса и вымирания видов проект бросает вызов тому, как репрезентация влияет на восприятие коренного населения.
А Лине Дансдоттер Мюркен (Line Dansdotter Murkén) создала пространство, где любой может укрыться от сложностей внешнего мира. Это гигантская ванна, отлитая из полупрозрачного Clear Flex — материала, который используется в хирургии при протезировании и обладающий высокой механической прочностью и эластичностью. Гигантская полупрозрачная янтарного цвета чаша, поддерживаемая рамой из нержавеющей стали, превращается в подобие теплой обнимающей утробы. Проект Amnion Limen — это место, где посредством каждодневных ритуалов мы можем найти место для самоанализа и обновления.
Открытие Недели дизайна
Открытие Недели дизайна — новая коллекция Sculpt Пола Хейнена (Paul Heijnen), венцом которой стало просторное кресло с каркасом из гнутого дерева, заполненного разработанным автором материалом на основе смешенных масляных пигментов и связующих элементов. Перетекание красочных слоев, форму которым дизайнер придает с помощью обыкновенного рубанка, стачивая с поверхности лишнее, своей пестротой и декоративностью напоминает керамику, созданную в технике нарикоме, или изделия из дамасской стали.
Гленн Адамсон, один из ведущих исследователей, изучающих вопросы современного дизайна, создаваемого на пересечении ремесла и искусства, назвал Хейнена восходящей звездой голландского дизайна, а галерист Россана Орланди отныне будет представлять эту коллекцию в своей галерее.