Fashion-стилист Вика Салават: «Для меня пример — мама и Мадонна»

19 ноября 2024 г.

Вика Салават фото

Ирина Герасимова, INTERIOR+DESIGN, поговорила со стилистом новой волны Викой Салават о том, как благодаря любви к субкультуре и желанию свободно самовыражаться выйти из матрицы стереотипов и стать вдохновением для поколения.


По теме: Тотальная инсталляция: монументальный подход в музее, театре и моде

Как становятся стилистом?

Для меня пример — мама и… Мадонна. У моих родителей был секонд-хенд, поэтому все пошло еще с детства. Я всегда была субкультурной. Все-таки субкультура неотделима от моды, но есть тонкая грань. Все, кто слушает хорошую музыку, будь это панк или хип-хоп, чаще всего связаны с модой, потому что она строится на определенном вкусе. Мои эксперименты проходили в раннем возрасте. Когда ты взрослый, то тяжелее искать себя, страшно ошибаться. Но мне уже все равно, кто что скажет и подумает, — такие люди будут всегда, это база. Чем сильнее проявляешься, тем больше кто-нибудь будет критиковать. У каждого человека бывают неудачные образы, если мы про стиль говорим. Но не попробуешь — не узнаешь, поэтому надо помнить, что это твоя жизнь.

Вика Салават фото

Как на твой стиль реагируют люди?

Я не считаю, что у меня экстравагантные луки, чтобы как-то нереально реагировать. Если бы я была Дженной Марвин, то тогда да. В этом контексте я весьма обычно одеваюсь, ничего сверхъестественного, на мой взгляд. Понятно, что для обывателей даже это ого-го. Я девочка, не парень, в нашем российском обществе мне позволено больше. В жизни хожу так же, как показываю в блоге, это моя одежда. У меня нет рецепта от закомплексованности людей. Наверное, для тех, кто боится один ходить в такой же одежде, могу посоветовать найти себе друзей и ходить вместе. В школе я была единственной неформалкой, мне говорили про мои уши, про зубы с брекетами, но я никогда никого не боялась. Меня, наоборот, боялись.

Во сколько сделала первую татуировку?

В 16 лет. У меня с детства всегда было право выбора. Понятно, что мне не разрешали татуировки и пирсинг. Я просто взяла и сделала, никто меня из дома не выгнал, естественно.

Можно ли считать искусством публичное самовыражение через стиль?

Учитывая, что современное искусство — это очень обширное понятие, наверное, можно. Когда образ полностью собран — это да, целое искусство, командная работа. Но не просто ношение одежды. Можно оставаться нишевым стилистом, чтобы тебя никто не знал, найти своих клиентов, дружить с ними и хорошо жить, а у меня по-другому складывается. Я люблю свое дело и обожаю привлекать к себе внимание, но слишком популярной становиться не хочу. Не нравится, что тогда люди нарушают личные границы.

Вика Салават фото

Видишь ли ты себя в роли перформера, например?

Не вижу. Мне просто нравится одежда, люблю стилизовать, одевать людей, одеваться сама. Идти в перформанс никогда не хотела. Я особо ничего нового даже не смотрю. Сейчас пересматривала фильмы Гаспара Ноэ примерно в пятый раз, но я не тот человек, который ищет контент. Раньше что-то смотрела, но сейчас на это нет времени. Работа.

Что такое мода сегодня и как она соотносится с твоим стилем?

Мода — это бизнес. Когда я начала ездить на разные недели моды, я в этом убедилась неоднократно. В первый раз ты смотришь показы в розовых очках, попадаешь туда окрыленный всей этой идеей. По факту бренды не делают ничего нового. В основном все заточено на потребление. Велосипед уже не изобретешь, но когда я впервые смотрела Нью-Йоркскую неделю моды, то глубоко разочаровалась.

Люди в России одеты лучше или хуже, чем в других странах?

Молодые люди в России выглядят в 100 раз лучше, чем вся Европа вместе взятая. У нас намного больше интересных хорошо одетых людей. Когда возвращаюсь из Европы не по работе, а из обычных поездок, где не наряжаются, то, приезжая в Москву или Питер, думаю, какие красивые у нас люди. У нас одеваются не хуже, это стереотипное представление. Но все рыхло с модной индустрией, потому что ею не занимаются.

Вика Салават фото

Можно ли сказать, что в России сформировался запрос на стиль?

Конечно, посмотри, как сейчас популярны дизайнеры интерьеров, стилисты, арт-пространства, как наши магазины оформляют, какие съемки делают бренды — в Европе такого нет. В Азии есть, конечно. Эстетика — наше второе имя. Неделя моды могла бы быть крутой, если объединить усилия и показать YuliaWave, Ushatava и так далее. А пока все одних и тех же называют — Viva Vox, Александр Арутюнов и неделя моды с Долиной в триколоре. Хотя я считаю, что и триколор, и всю русскую символику, и кокошники можно сделать интересно и на современный лад. А неделя моды, на которой поет Тимати, — это просто позорище. Я даже за большие деньги в таком участвовать не буду.

Есть ли какие-то примеры из индустрии, на которые ты обратила внимание за последнее время?

Один человек не может внести большие изменения, это всегда командная работа. Каждый раз, когда приезжаю в Казань к родителям, я удивляюсь, как быстро там все развивается. Пришла молодая классная команда, которая любит город и интегрирует в него что-то новое. Хочется, чтобы везде было больше молодежи и больше решений принимали молодые. А когда взрослые люди хейтят все новое, то это отвратительно.

Считаешь ли ты сама себя человеком, который вдохновляет других?

Да, мне это нравится. Я, находясь большую часть времени в России, хочу продолжать ездить на недели моды в другие страны, чтобы держать связь с миром, что логично для всех областей культуры, включая моду, искусство, музыку или кино. На многое сейчас пытаются наложить ограничения — но как такое вообще можно ограничивать? У меня очень молодая аудитория, и я этим горжусь. Я буду продолжать делать молодежный контент и поддерживать связь с этими людьми. Для меня эталон — это Мишель Лами, которой 80 лет, но она до сих пор остается кумиром для многих, включая новое поколение.

Вика Салават фото

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит