Куратор Марина Ширская — о выставке «Степени прозрачности. Vitalité fragile»

18 декабря 2024 г.

До 28 февраля в галерее Heritage открыта выставка художественного стекла «Степени прозрачности. Vitalité fragile» — кураторский проект Марины Ширской. Это первая часть нового фестиваля GlassGlow, приуроченного к 10-летнему юбилею возобновления работы Гусевского хрустального завода.


По теме: «Степени прозрачности. Vitalité fragile»: художественное стекло в галерее Heritage

Vitalité fragile переводится дословно как «хрупкая жизненная сила». Если с хрупкостью все понятно, то почему стекло — это жизненная сила, на ваш взгляд? Какая в нем есть витальная или даже сакральная сила?

Стекло как материал имеет удивительную способность преломлять свет, рассеивать и сгущать тени, что делает его уникальным способом передачи жизненных процессов. В своей прозрачности и хрупкости оно становится метафорой человеческой жизни — эфемерной и изменчивой, но одновременно глубоко витальной. Это сочетание твердости и хрупкости, физического присутствия и невидимости отражает хрупкость и многогранность человеческой жизни. Оно как бы становится сакральным символом вечных изменений и трансформаций — как в природе, так и в человеческой жизни. В этом смысле стекло воплощает хрупкую жизненную силу, которая преображается и адаптируется, несмотря на свою эфемерность.

Марина Ширская

Куратор, искусствовед, дизайн-критик, автор INTERIOR+DESIGN

Проект GlassGlow приурочен к 10-летнему юбилею возобновления работы Гусевского хрустального завода. Расскажите о миссии проекта и истории его создания.

Проект GlassGlow был задуман как важная веха для современного стеклоделия в России. Мы хотели создать платформу для регулярного фестиваля, который будет не только продвигать искусство стекла, но и восстанавливать и развивать традиции, утраченные в 90-е годы. Празднование 10-летнего юбилея возобновления работы Гусевского хрустального завода символично, ведь этот завод исторически является одним из важнейших центров российской стекольной культуры. Миссия проекта заключается в том, чтобы не только представить работы мастеров стеклоделия и создать диалог между старыми мастерами и молодыми художниками, поддержать уникальные авторские подходы в работе с этим материалом.

Мы также стремимся заострить внимание на проблемах современного российского стеклоделия, которые кроются в недостатке квалифицированных кадров, мастеров, чувствующих материал, владеющих техниками и технологиями, разбирающихся в химических составах стекла и способных создавать условия для воплощать замыслы художников в материале. Чтобы российское художественное стекло процветало, необходимо восполнить пробелы в знаниях, восстановить навыки, передавая их будущим поколениям через образовательные программы, создание площадок, на которых можно непосредственно работать и экспериментировать со стеклом в сотрудничестве с ведущими специалистами отрасли.

В каком состоянии находится отечественное стеклоделие сегодня? Это ремесло, находящееся на подъеме или, напротив, в состоянии стагнации?

На сегодняшний день отечественное стеклоделие переживает момент перезагрузки. Мы наблюдаем рост интереса к этому материалу как среди художников, так и среди зрителей. Но этот рост скорее идет по пути поиска новых форм и смыслов, чем возвращения к устоявшимся традициям. Конечно, мы не можем не заметить, что стеклоделие в России все еще сталкивается с определенными и немалыми трудностями, такими как недостаток современных технологий и образовательных платформ, но главное — нового поколения мастеров, умеющих работать с материалом. А прогресс в этой области пока связан в основном с усилиями отдельных энтузиастов. Однако такие проекты, как GlassGlow, безусловно, способствуют возрождению отрасли, привлекая внимание не только к искусству, но и к необходимости развития инфраструктуры. И хотя в целом можно говорить о стагнации в традиционном стеклоделии, все больше художников стремятся к поиску возможностей выражать свои художественные замыслы с помощью этого материала, и это дает надежду на подъем отрасли в будущем. Мы стоим на пороге новой эпохи стеклоделия, и важно поддерживать этот процесс.

У вас огромный опыт работы над выставочными проектами. Видите ли вы разницу между языком современного стеклоделия в России и за рубежом? Есть ли принципиальные отличия?

Да, между российским и зарубежным стеклоделием есть заметные различия как в подходах, так и в технике исполнения. За рубежом стеклоделие часто воспринимается как более зрелая дисциплина, в которой художники имеют широкий доступ к современным технологиям и методам, а также к большому количеству материалов. При музеях и центрах стеклоделия существуют площадки, на которых при большом стечении публики мастера и художники проводят мастер-классы, превращающиеся в настоящие яркие шоу. И в целом работы более масштабны. В России же с тех пор, как закрылись крупные заводы, исчезли и «экспериментальные лаборатории», которые позволяли как опыты с составом стекла, так и с крупномасштабными объектами, в особенности в технике выдувания и в гутной технике. Поэтому сегодня мы все чаще видим авторские объекты российских художников, выполненные в витражной технике, технике молирования или фьюзинга, они более доступны в условиях небольших студий. Что же касается языка или концептуальности, то в этом смысле мир поистине не имеет границ и каждый художник стремится к созданию своего узнаваемого языка, не похожего ни на чей другой. И к счастью, в последние годы мы наблюдаем рост интереса к экспериментам и поискам новых подходов. Это также подтверждают работы, представленные на выставке.

Какие современные авторы, работающие со стеклом как медиумом, привлекают ваш взгляд? Какими качествами они обладают?

Зарубежных современных авторов, интересно работающих со стеклом, очень много, невозможно всех перечислить. Российских авторов значительно меньше. Будучи ограничены масштабами галереи, мы не смогли всех представить, так как хотелось показать не только разных авторов, но и разные техники работы со стеклом. Чтобы не повторяться, пришлось выбирать, но, наверное, это и не плохо, потому что будет еще что показать на следующих выставках. Если говорить о качествах, то для меня важно видеть авторский индивидуальный подход. Что-то, что отличает его от других. Недостаточно просто хорошо владеть техникой. Должна быть какая-то интересная тема, нестандартные формально-пластические решения, авторские находки, связанные с той или иной техникой работы с материалом, что-то, что двигает искусство работы со стеклом вперед, дает ему жизнь, наполняя современной эстетикой.

Безусловно, я восхищаюсь работами Марии Кошенковой. Она настолько чутко улавливает дихотомию смыслов и свойств стекла. Ее скульптуры одновременно притягивают и отталкивают, словно смотришь на растерзанную плоть, но при этом не можешь оторвать взгляд от этого сгустка энергии, заключенного в мерцании, насыщенном цвете, переливах и бликах. Конечно, у Маши есть фора: образование как российское — академия Штиглица, так и зарубежное — датская и шведская школы, которые накладывают отпечаток на ее работы. Одно — наполняя их драмой, другое отношением и умением работать с материалом. И, конечно, возможность работать с крупнейшими площадкам и центрам стеклоделия. Не могу не упомянуть и студию FRESH.GLASS — ребята создают проекты, которые завораживают своим масштабом, но, конечно, не только это заставляет меня внимательно следить за их творчеством. В каждой их работе, а создают они как коллекционные объекты дизайна и арт-объекты, так и крупные архитектурные элементы, вы всегда видите почерк студии, и происходит это отчасти благодаря разработанному уникальному, невероятно разнообразному каталогу фактур, в которых они стремятся передать подсмотренные в природе явления и процессы, но и за счет синестетического подхода — используя стекло, они каждый раз стремятся передать какие-то сложно вербализируемые ощущения и смыслы. И я невероятно рада, что Мария Кошенкова стала хедлайнером выставки «Степени прозрачности. Vitalité fragile», а студия FRESH.GLASS представлена масштабной инсталляцией.

Случились ли на проекте лично для вас какие-то открытия?

Проект «Степени прозрачности. Vitalité fragile» действительно стал для меня открытием в том смысле, что, когда я к нему приступала, я хорошо осознавала сложности, с которыми столкнусь. Я переживала, что задача, которую в частности мы ставили, а именно собрать все самое лучшее в области современного российского художественного стекла, может дать недостаточно убедительный результат. Однако выставка, наоборот, продемонстрировала, насколько велик и разнообразен потенциал наших художников, несмотря на все внешние ограничения. Мы не только собрали работы, выполненные в разных техниках, но все они по своей эстетике, глубине и индивидуальности не уступают лучшим мировым образцам.

Открытием стали и работы авторов, так как многие художники откликнулись на наше приглашение, создав специально для выставки новые работы, в которых они ставили перед собой гораздо более сложные задачи и с блеском их решали.

Кроме того, выставка позволила увидеть, как стекло, следуя мировым тенденциям, из сугубо декоративного материала превращается в инструмент для решения философских, социальных и культурных вопросов, актуальных для современного искусства. И, безусловно, эти открытия вдохновляют меня на дальнейшие исследования и новые проекты в этом направлении.

До 28 февраля 2025

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит