Сергей Кавтарадзе: «Архитекторы будущего, скорее всего, вернут нас в дикую природу»

17 декабря 2024 г.

Сергей Кавтарадзе — искусствовед, историк архитектуры, автор книги «Анатомия архитектуры. Семь книг о логике, форме и смысле», лауреат премии «Просветитель» 2016 года в номинации «Гуманитарные науки». Его лекции для курса «Как мы чувствуем архитектуру» можно найти в приложении «Радио Arzamas». Сергей преподает в Школе дизайна НИУ ВШЭ и там же руководит магистратурой «Дизайн среды».


По теме: Как города конкурируют друг с другом: битва за человека

Редакция журнала INTERIOR+DESIGN поговорила с Сергеем о том, как учить дизайн-мышлению, нужны ли рамки и ограничения в образовательном процессе и возможны ли концептуальные прорывы в сфере дизайна и архитектуры в сегодняшнее время.

Для чего обществу нужен дизайн среды и какие общественные вопросы в широком смысле решает дизайнер?

У людей, как у всех живых существ на планете, есть своя среда обитания, но она сложнее природной. Десятки тысяч лет человек не живет в дикой природе. Как правило, мы строим себе особенные пространства. Это населенные пункты — маленькие (хутора, деревни, аулы), большие и даже огромные (города, мегаполисы, агломерации). Даже тот, кто отправляется в места необитаемые, потом возвращается домой, к удобствам, к ванне с горячей водой, ходит по улицам, пользуется магазинами, парикмахерскими, музеями и театрами, то есть в цивилизацию. Но есть еще один нюанс. Пока речь шла о теле и его потребностях. Однако, в отличие от животных, мы также живем в придуманных нами же пространствах — виртуальных. Вот об этом-то и рассказывает нам архитектура уже как вид искусства: она рисует нам образ мира, разный в разные исторические эпохи, и как художественное произведение стремится этому миру наших представлений соответствовать.

Соответственно, искусство в целом и в еще большей степени конкретно архитектура и дизайн формируют удобную среду для наших физических тел с одной стороны и способствуют более глубокому восприятию духовной картины мира — с другой. Мы меняемся как человечество, в разное время разным народам нужна разная среда, каждая эпоха отличается от другой, потому что есть развитие и всегда случается процесс перехода от старого к новому. И мы должны это видеть и понимать. По большому счету, для этого и нужны архитекторы и дизайнеры.

Давайте уточним, зачем же все-таки нужны профессиональные дизайнеры?

Я бы сказал, что участие профессиональных дизайнеров в проектировании не обязательно, но желательно. Для начала, профессиональных дизайнеров учат, помимо прочего, просто не промахиваться в элементарных, как может показаться, вопросах. Думаю, что многие сталкивались с тем, что заказали ремонт квартиры, а потом выяснили, что дверь, открываясь, перекрывает доступ к выключателю освещения, потому что он расположен не с той стороны. Что неудобно в темноте. Дизайнеров очень серьезно учат, как продумывать расположение того, что должно быть в помещении: розеток, лампочек, освещения, проводки, водопровода, отопления.

Действительно, трудно спорить с тем, что у многих людей, которые вовсе не учились на дизайнера, есть природный вкус. В частности, многие могут достойно подобрать цвет стен и обоев, чтобы они сочетались с вазами и занавесками. Но дизайнер это сделает лучше, просто потому, что он следит за тенденциями, знает текстуры, ткани, производителей. И вообще, как спортсмен, ежедневно тренирует вкус. Но главное: помимо этого, дизайнер может создать вам вашу персональную «сказку», историю. Скажем, вы немного в душе принцесса, моряк или успешный стартапер — и вот ваш дом или ваша квартира становится немного «портретом», метафорическим «селфи», говоря современным языком, хотя этой традиции уже немало веков.

Например, мужчина консервативных взглядов, занимающий руководящую должность, хочет кабинет в стиле ар-деко, который ему идеально подходит. То есть интерьер для него предполагает отсылку ко временам тотального эстетства, эпохи синтеза строгой классики и образов века технического прогресса и должен, соответственно, выглядеть респектабельно. Можно попробовать самостоятельно сделать такой интерьер без привлечения профессионалов, но велика вероятность, что не получится. И есть множество стилей, которые интересны потребителям дизайна и легко создаются дизайнерами, это так называемая игровая среда — можно сделать дворец, пространство из будущего, обратиться к стилю «марина» в бело-голубой гамме с атрибутами парусного спорта и имитацией морских узлов, английский интерьер, хижину рыбака, охотничий домик или крестьянскую избу.

Дизайнер создает ваш «портрет» в пространстве через дизайн-мышление. Иногда бывает так, что он лучше вас самих может почувствовать, что нужно сделать. Это хорошо видно в темах тех учебных заданий, которые получают наши студенты во время учебы. Например, можно продумать квартиру для одинокого мужчины-айтишника или для семейной пары с 2 детьми-подростками. Проект всегда связан с конкретной ситуацией и людьми — чем они занимаются, что им интересно, что им нужно для жизни, чтобы было удобно. В этом смысле дизайнер абсолютно творческая личность.

Можно ли научить дизайн-мышлению и как ему учат?

Обучение дизайнеров и архитекторов всегда происходит одинаково. Раньше вручали бумагу и карандаш, теперь — планшет и компьютер. Как только взял инструмент — начинай рисовать, проектировать. Кроме этого, им приходится учиться многим вещам. Я, в частности, преподаю общую историю архитектуры, истории стилей, дизайна, интерьеров.

Важно также уметь пользоваться компьютерными технологиями, чтобы заниматься проектированием. Непростая в изучении программа «Фотошоп» — это, можно сказать, детский сад для наших студентов. Они обязательно осваивают куда более сложные приложения. Также есть определенные нормы, и их важно знать. Например, когда вы делаете проект кафе, то есть строгая норма соотношения числа раковин и унитазов в туалете, которую нельзя нарушать. Всему этому, естественно, тоже нужно учить, включая правила пожарной безопасности. Студентам нужно ходить на выставки отделочных материалов, дружить с фирмами, которые продают краски, чтобы быть в курсе тенденций и работать с поставщиками.

Кто-то приходит после школы, кто-то с высшим образованием, но и у тех и у других часто излишне конкретное мышление, что тормозит творческие процессы, поэтому приходится «ломать мозги». Для этого существуют специальные упражнения, даже не обязательно проектировочные. Прежде всего на умение выстраивать ассоциативный ряд. Например (это реальная ситуация), нужно было разработать проект для территории бывшего завода, где в XVIII веке производили ртуть. В качестве задания мы предложили студентам сформулировать ассоциативную цепочку вокруг понятия «ртуть». Затем попросили придумать скульптуру, которая обыгрывает эту ситуацию. Ассоциативные цепочки тогда получались самые разные — ртуть, то есть белый блестящий подвижный металл, от белого металла — Меркурий, Луна. Иными словами, наша задача — выявить сложившиеся из личного опыта представления, а затем их «сломать», чтобы человек с привычными, почерпнутыми в школе причинно-следственными связями в голове начал мыслить ассоциативно.

Нужно ли в образовательном процессе задавать рамки и ограничения?

У нас в жизни всегда достаточно рамок. Опять же к вопросу о том, куда можно поставить розетку и куда нельзя: физические параметры ограничивают фантазии сами по себе. Другая сторона вопроса — у меня есть ощущение, что нынешние поколения приходят с рамками запретов в голове в большей степени, чем предыдущие. Мне хочется им сказать, что ограничений будет сколько угодно, когда начнется работа в проектных организациях. Пока у́читесь — пользуйтесь свободой, вам разрешено делать что угодно, фантазируйте, придумывайте. Если же говорить глобально и рассматривать проблему искусства в целом, то когда у вас есть рамки, за них можно и выйти. Если рамок вообще нет, то как выходить за них и делать что-то новое?

Возможны ли в сегодняшнее время концептуальные прорывы или глобально новые процессы в архитектуре и дизайне?

С моей точки зрения, точно да. Одна из важнейших проблем, которую решает архитектура, как я уже сказал, это взаимоотношения рукотворного пространства и мироздания как такового. Чем шире взгляд на этот вопрос, тем сложнее вокруг него контекст. Иногда тема отношений архитектуры с Богом может быть выражена буквально — как, например, в храмовой архитектуре. Или возьмем египетские пирамиды — они прямое отражение противопоставления человека хаосу природы при восприятии природы именно как хаоса. Есть окружающий мир, и в нем создается идеальная форма пирамиды, ориентированная по сторонам света с идеально ровными гранями — чтобы внести в этот мир порядок. Эта концепция противопоставления человека хаосу природы сохранялась на протяжении тысячелетий, однако сейчас эта ситуация во многих отношениях меняется. Начинают формироваться иные взаимоотношения. Отчасти об этом написал Чарльз Дженкс, когда к своей книге он добавил новую главу, которая называется «Новая парадигма в архитектуре».

Приходит понимание, что природа и мир вокруг нас не так уж хаотичны. Появляется идея «диффузировать» архитектуру с окружающей средой — самыми разными путями. По-своему это делала Заха Хадид и продолжают ее последователи, а также деконструктивисты, которые, прежде всего, «взрывают» эту исторически сложившуюся форму идеального кристалла, заложенного в конструкции пирамиды, например.

Кроме того, архитектура технологически становится более автономной и экологически более дружелюбной к природе. Эта тема на самом деле шире вопросов собственно экологии. Вот появляется технологическая возможность создания по-настоящему автономного дома, не связанного напрямую с привычными нам коммуникациями, в том числе энергонезависимого. И, видимо, это уже порождает в человечестве чувство, что мы можем «вернуться в джунгли». Мода на вертикальное озеленение небоскребов — это не просто идея комфорта, чтобы люди вышли на балкон, а у них там растет дерево. Это сигнал о том, что мы готовы «пригласить» к нам дикую природу — не теряя в комфорте.

Другая тенденция, которая пока не до конца понятна, хотя мы все ее видим, это искусственный интеллект. Архитекторы с этими инструментами уже вовсю работают, но, естественно, еще по-настоящему не ясно, что из этого обращения к искусственному интеллекту выйдет, каким образом архитектура войдет в цифровой мир и как цифровой мир будет влиять на архитектуру. Мы живем в чрезвычайно интересный момент, когда на наших глазах история движется очень быстро, происходят совершенно революционные, правда, не всеми осознаваемые процессы. Но, с моей точки зрения, они идут.

Какую среду важно создавать для студентов, чтобы вызвать интерес к таким глобальным процессам, о которых мы с вами говорим?

Я смотрю на это практически. Можно вспомнить, какое здание архитектурного факультета спроектировал Филип Джонсон в Хьюстоне — у них внутри огромный зал, в котором студенты могут строить деревянные конструкции по собственным проектам. Но это не обязательно должно быть — не везде, увы, есть такие возможности. Есть виртуальная среда и компьютеры, которых достаточно, чтобы справляться с учебными задачами, — я бы не сказал, что обязательно нужно что-то еще. Может быть как раз наоборот: мы заводим студента в самую обычную аудиторию, и пусть как раз там он мечтает о параметрических пространствах, постмодернистских подходах и деконструктивистских интерьерах, а после, подготовившись, идет их создавать.

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит