Стул Clipchair с зеркальной поверхностью и силуэтом, напоминающим изгибы скрепки, спроектировала Вера Одынь — архитектор, основатель и руководитель международного архитектурного бюро FORM. Изначально предмет выполнен в Бразилии из алюминия, а в России — из стали. «Наше производство больше работает со сталью. У этого материала очевидные преимущества, и было здорово протестировать его в работе над стулом-скрепкой», — делится автор.
По теме: Зачем архитекторы делают мебель: 6 ответов российских бюро
Съемка стула происходила в одном из красивейших мест Бразилии — заповеднике Пира Кая. Историей о том, как создавался предмет, Вера Одынь поделилась с INTERIOR+DESIGN.
Идея создания
Вера Одынь, архитектор, автор Clipchair
Предметным дизайном я занимаюсь уже давно в рамках бюро FORM, но как отдельный проект, вне текущих задач, подобные вещи делаю довольно редко. Первый эскиз стула появился, когда я была на фабрике Eos в центре Бразилии в городе Убераба, штат Минас-Жерайс, в 2022 году. В это время я занималась созданием арт-объектов из алюминия, которые впервые представила на Cosmoscow в 2024 году. Помню, как сидела в небольшом кабинете администрации фабрики и мне захотелось создать что-то такое очень простое, но честное, что можно нарисовать, не отрывая руки от листа. Так появился первый эскиз стула-скрепки.
Выбор материала
Металл и особенно алюминий — мой фетиш. Меня манит его мягкое теплое свечение. Фабрика Eos специализируется на создании необычных предметов мебели и арт-объектов, в частности из алюминия. Поэтому идея создать предмет из металла органично пришла сама по себе. Алюминий хорош тем, что он прекрасно ведет себя как внутри помещений, так и на улице. Он мягче, чем сталь, а идея естественного старения объектов мне очень нравится. Прототипирование происходило в Бразилии и длилось около двух лет, мы искали нужные сечения металла, радиусы изгибов. При кажущейся простоте конструкция стула очень сложная в исполнении. Поэтому каждый экземпляр стула делается вручную.
Отдельная история была связана с созданием объекта в Москве. Именно ярмарка Blazar 2024 меня подтолкнула к тому, чтобы впервые произвести стул в России. Мы подали заявку, прошли кураторский отбор и начался долгий и кропотливый, порой очень нервный этап поиска потенциальных исполнителей. В России своя специфика производства и своя технология. Процесс создания Clipchair многосоставной, поэтому элементы перемещаются из одной производственной площадки на другую, сама логистика довольно трудоемкая и требует особой концентрации. Скажу честно, несколько раз я думала сдаться и бросить все. Но в итоге, сменив нескольких подрядчиков, мы успели точно к открытию ярмарки!
Бразильский модернизм
Стул подходит как для интерьеров, так и для использования на улице. Объектом Clipchair интересуются частные клиенты и владельцы общественных пространств, таких как рестораны, шоурумы, офисы. Стиль Clipchair довольно модернистский. В Бразилии он сразу пришелся по вкусу, так как модернизм там является уже своего рода культурным кодом. В России же мне было сложно предположить, какая будет реакция, но, к моему удивлению, мы получили очень много положительных отзывов. На ярмарке Blazar 2024 стул купили еще до официального открытия. В ближайшем будущем планируется продажа в галерее Sample, чему я очень рада!