Дизайн-мастерская Rumyantsev Bureau основана Евгением Румянцевым в 2018 году. Бюро базируется в Нижнем Новгороде и производит минималистичную серийную мебель. Команда изготавливали мебель и интерьерные объекты под заказ для ресторанов Pasters и «Министерство завтраков», парикмахерской Pops, яхт-клуба «Сила ветра», кафе в Волго-Вятском филиале ГМИИ им. А.С. Пушкина (Арсенал), кофеен Salut! Specialty Coffee, Skuratov Coffee и других. В последние годы команда Rumyantsev Bureau тесно сотрудничает с современными художниками и создает объекты современного искусства.
По теме: Тренды 2024/2025: возвращение металла и 8 способов креативно использовать его в интерьере
В 2023 году Rumyantsev Bureau по заказу художника Артема Филатова приняло участие в проекте «Все исчезнет», созданном в рамках премии «Художник года» фонда Cosmoscow. Филатов разработал формы объектов и создал серию графических работ, чувствительных к воздействию окружающей среды, а бюро реализовало скульптуры-хранилища для обеспечения сохранности этих рисунков. В 2024-м команда запустила образовательную программу и лабораторию предметного дизайна и искусства «Под другим углом». Редакция INTERIOR+DESIGN отправилась в Нижний Новгород, чтобы увидеть арт-объекты участников экспериментального цеха и узнать, какой путь прошла мастерская за семь лет.
Как все начиналось
Евгений Румянцев, основатель Rumyantsev Bureau
На первом курсе техникума я познакомился с человеком, который позвал меня рисовать граффити. Меня это очень заинтересовало. Вскоре я увидел фильмы, где ребята рисуют на электричках, — это был настоящий восторг. Так началась моя 12-летняя история, когда я один или с командой ездил рисовать на вагонах. Мы попадали во множество ситуаций, в которых проверяются люди и взаимоотношения. Я понял, что можно вообще ничего не бояться. Это сильно повлияло на мою жизнь. Это девиантное поведение — смелость в творчестве и реализации проектов — стало важной частью моего отношения к делу сейчас. В какой-то момент я осознал, что рисовать на вагонах, которые через пару часов перекрашивают, недостаточно. Мне хотелось чего-то более осязаемого и прикладного, чего-то, что можно было бы оставить после себя.
Я понял, что можно вообще ничего не бояться. Смелость в творчестве и реализации проектов стала важной частью моего отношения к делу сейчас
Евгений Румянцев
Мысль о том, чтобы двигаться к серийным изделиям, пришла ко мне примерно два года назад. Я просыпаюсь, курс доллара «скачет». Я долго думал, что делать: уехать куда-то или вложиться в производство стульев и специализированное оборудование. Долго — целый день. В конце концов нашел объявление на «Авито» с предложением: «Я могу погрузить вас в правильные процессы». И меня это привлекло. Мы взяли сумку денег и полетели на самолете в Санкт-Петербург, чтобы купить станок. Как только я оплатил его, мне позвонил товарищ и сказал, что хочет сделать мебель для офиса из гнутой трубы.
Проектирование стула, включая отработку по удобству, эргономике и множеству других критериев, может занять до полугода. Первые стулья, которые мы делали, были продукцией нашего настоящего «горения»: мы не спали ночами и пытались реализовать их на протяжении месяца, перестраивая цех и экспериментируя со сваркой. У нас не было серьезного опыта, но за месяц мы изготовили первые модели стульев, чтобы уже на следующий день их отснять. И были готовы к тому, что если после съемки кто-то позвонит с заказом, то через неделю мы должны быть готовы отправить им пару сотен этих стульев, будучи уверенными в качестве. Так и произошло: к нам пришел заказ в Москву, мы сделали нашу первую партию. Я начал ее проверять, после чего все стулья утилизировали. Они стали основой нашего каталога дефектов. Нам потребовалось два дня, чтобы все переделать.
Проекты и планы
Нам интересно участие в выставках и помощь художникам в реализации объектов, а также работа с общественными пространствами. Также интересны сложные проекты, решения для которых не лежат на поверхности, а требуют экспериментов. К сожалению, таких мало, но они всегда запоминаются и дают крутой опыт. Все проекты, в которых мы участвуем, можно описать двумя словами — уникальность и актуальность. В 2025 году мы планируем сосредоточиться на серийном производстве и расширении каталога.
Образовательный проект «Под другим углом»
В 2022 году мы запустили мастер-классы по сварке. Совершенно уникальное занятие, ничего подобного мы ранее не встречали. Это сразу вызвало вау-отклик у горожан. Кажется, про него знают уже все нижегородцы. Собственно, так и пришла идея дать людям возможность изучить новые инструменты и материалы, создать самостоятельно свой объект. Изначально мы представляли лабораторию именно для предметного дизайна, но уже в процессе опен-колла получили много заявок от художников. Проект начал жить свою жизнь и развиваться на стыке дизайна и искусства, это круто.
Также мы вдохновлялись знаменитой школой Баухаус. На время проекта бюро работало не в привычном формате серийного производства, а как учебная площадка с лекциями дизайнеров и художников и экспериментальным цехом. В заключительные дни прямо здесь, в наших производственных цехах, состоялась выставка десяти победителей всероссийского опен-колла, концепцию которой подготовил Миша Маслов — основатель MISH STUDIO.
Участники
Миша Маслов, архитектор, основатель MISH studio
Лампа «Гиднеллум»
Объект был разработан MISH studio в рамках архитектурной концепции павильона Волго-Вятского филиала ГМИИ им. А. С. Пушкина (Арсенал), который в этом году стал «Музеем года» по версии фонда Cosmoscow. Проект мы посвятили библиотеке «Арсенала», а лампа стала его пульсирующим сердцем. Предмет является опытным образцом и на этом этапе выполнен из МДФ и покрыт эмалью. В производство уйдет модель из пластика. Экспериментальная лаборатория «Под другим углом» подарила надежду, что все будет хорошо.
Анастасия Сонина, архитектор зеленой реальности, художница
«Озарения» [Nymphaea]
Идея моего проекта — кокон, скорлупа, бутон, который защищен от внешнего. Внутри которого скрыт свет, а ключ к нему лежит во взаимодействии через отражение и ответный луч. Эта идея носит собирательный образ и возникала за счет соединения разных границ восприятия, которые я исследую. Взаимодействия человека, природы и архитектуры в среде, которую мы создаем. В лаборатории нам дали полную свободу самовыражения, мы в реальном времени экспериментировали. Открытием для меня стали люди, каждый из которых профессионал в своем деле, готовый гибко думать и проявлять креативность.
Анастасия Хлынина, архитектор, студентка Московского архитектурного института
moy stool
Я архитектор, и каждый новый проект, с которым я работаю, увеличивается в масштабах и в силу этого утрачивает свою человечность. В противовес этому разрастанию возникло желание сделать объект, адресатом которого станет только один человек. Так получился moy stool, который неожиданно вышел полным отражением моей личности. В нем уместились как базовые понятия: эргономика и функциональность, так и нечто неосознанное — игра с формой, тактильными и визуальными ощущениями, сочетание текстур и материалов. Мне хотелось создать общее ощущение мономатериальности, а при детальном рассмотрении — возможность обнаружить многообразие форм и фактур. Ядром стула выступил ящик-сиденье из МДФ, шпонированный ясенем, а остальные элементы — подлокотник, встроенная полка с подстаканником, три непохожие друг на друга ножки и декоративный светильник — выполнены из листов и труб из нержавеющей стали с направленной шлифовкой.
Стул на 90% выполнен вручную, даже электрику пришлось делать самой. Я оцениваю это как колоссальный опыт и честную работу над объектом искусства. Если картина пишется только самим художником, то и предмет мебели должен быть буквально создан его автором
Анастасия Хлынина
Илья Барабин, художник
Скульптура-светильник «Лампа1»
Основной идеей было создание скульптуры-светильника. Я хотел, чтобы предмет работал не только в темное время суток — днем лампа становится объектом современного искусства, а ночью выполняет роль подсветки. Именно поэтому была выбрана нарочито простая форма, усложненная фрагментарным строением — световой элемент скрыт от зрителя. Во время работы лаборатории я ощущал вдохновение, ведь я был рядом с другими художниками, все были очень отзывчивы и помогали, я очень благодарен всем. Рад, что удалось принять участие.
Мария Шаронова, куратор, художник
Скульптура DESIRESTER
Этот объект родился как результат работы с архивом фотографий. На протяжении трех лет я снимала промышленные и коммунально-бытовые свалки, чаще на арктических территориях. Таких фотографий у меня более 200. Я попыталась осмыслить этот архив через оптику философии плоских онтологий, а опыт работы по расхламлению территорий подтолкнул меня к жесту печати фотографий на металле, чтобы придать ему одновременно скульптурную и «мусорную» форму — такие листы деформированного металла я часто встречала на свалках. Необходимость такой печати для меня в том, чтобы создать столкновение зрителя с мусором «в полный рост»: в повседневной жизни мы не осознаем его масштабы и возможность влияния на глобальные процессы.
Название проекта состоит из двух слитых друг в друга слов «желание» и «катастрофа» — это то, что испытывала я, когда делала свои снимки. С одной стороны, масштабы свалок ужасают, с другой — они стали для меня предметом эстетической одержимости, мне нравится подолгу рассматривать их. На одной из сторон фотография гламурного красного дивана, конечно же, выброшенного на свалку, где он соседствует с другим мусором. В рамках лаборатории благодаря чуткому соучастию получилось реализовать объект в том масштабе и в том качестве, каким он был задуман. Я приобрела практические навыки сварки и покраски металла, удовольствием было совместно разрабатывать решения с командой бюро. Смело, играючи, профессионально.
Юлия Кудельникова, художница
Панно «Внутренний голос»
Панно стало продолжением моей серии керамических скульптур «Страх проявиться». Оно визуализирует внутренний мир человека, застывший под давлением общественных стереотипов и ограничений. Мне хотелось, чтобы эта работа вдохновила зрителя на поиск собственного пути. Яркая блестящая мозаика в виде трещины выложена из смальты. Окружающая ее текстура выполнена из щепок дерева. Каждая была собственноручно выбита молотком и покрашена в черный цвет. Благодаря возможностям экспериментального цеха я смогла создать работу, которую без специального оборудования невозможно было бы сделать. Лаборатория показала, что на работу художника можно взглянуть под другим углом! Что можно мыслить более сложными идеями и не бояться их реализовывать.
Вера Ширдина, художница, резидентка ЦСИ «Терминал А»
Объект «Без названия NO38»
Пару месяцев назад я начала работать с металлом, исследуя через этот материал сложные и незаметные процессы адаптации. Центральными мотивами моих работ стали различные трансформации насекомого, в ходе которого оно приобретает фрагменты других существ. Поэтому я понимала, что объект будет частью этого исследования. В рамках лаборатории я стремилась освоить новые для себя техники работы с металлом, введение в которые невозможно без помощи мастера. Сварка и гидроформинг были моими верными спутниками, а также я углубилась в уже знакомую чеканку тонких листов металла. Лаборатория сыграла важную роль в моей практике. В начале своих экспериментов с металлом я сомневалась, что смогу близко подойти к сварке. Но команда проекта предоставила мне первый опыт мечты. В планах — набирать темп в работе с новыми техниками.
Алексей Старков, художник, резидент студии «Тихая»
«Балконный столик для объектов советского типового индустриального домостроения»
Следуя за интересом к вопросу сосуществования советского архитектурного наследия и потребностей современного городского жителя, мы совместно с бюро создали «Балконный столик для объектов советского типового индустриального домостроения». Это легкий и мобильный предмет мебели, который удобно взять с собой при переезде или в путешествие. Он подойдет советским балконам и лоджиям любой серии и степени качества. Моя профессия предполагает умственную работу, и мне было очень приятно поработать руками (забытый навык). И видеть, как здесь и сейчас благодаря мне появляется что-то новое и материальное.
Дарина Радаева, художник, студия дизайнерской керамики РОССКА
Стеллаж «Синтез форм и фактур»
В этой работе я воплотила идею размывания границ между утилитарным объектом и художественным высказыванием. Стеллаж — это не просто функциональная конструкция, а объект, который поднимает вопросы о сочетании эстетики и практичности. Мне хотелось показать, как привычные вещи могут стать носителями смысла и эмоций, как дизайн может превращаться в концептуальное искусство. Я выбрала эту идею, потому что она отражает мое стремление соединить ручной труд с минимализмом Главные акценты — это керамические элементы, которые я сделала вручную, используя технику гончарного дела. Затем каждая деталь покрывалась глянцевой глазурью, добавляющей глубину и выразительность. Мне хотелось подчеркнуть диалог материалов: строгий матовый каркас контрастирует с фактурной глянцевой керамикой, что делает объект многослойным и эмоциональным.
Лаборатория стала для меня невероятно вдохновляющим пространством. Это не просто место для работы, а платформа, где каждый может экспериментировать и переосмысливать подходы к своему ремеслу. Впечатлила возможность свободно работать с разными материалами и техниками, исследовать их сочетания. Очень ценно было общение с другими участниками, их идеи и опыт помогли глубже взглянуть на мой проект. R-Bureau для меня — это пространство диалога, творчества и поддержки, где каждая идея обретает жизнь и смысл.
Оксана Анисимова, предметный дизайнер
Светильник «Растяжение»
Я создала светильник из банок в технике фьюзинг. Мне нравится работа со стеклом, а именно эксперименты и поиск новых идей, в итоге которых может получиться очень интересный предмет. Поддержка команды Rumyantsev Bureau была колоссальной. Без лаборатории светильник так и остался бы эскизом. Она позволила не только реализовать проект, но и получить хороший опыт, понять, что надо улучшить. У меня появились новые идеи для продолжения работы с банками и создания новых светильников.