Rumyantsev Bureau: дизайн-мастерская как образовательная лаборатория

13 января 2025 г.

Дизайн-мастерская Rumyantsev Bureau основана Евгением Румянцевым в 2018 году. Бюро базируется в Нижнем Новгороде и производит минималистичную серийную мебель. Команда изготавливали мебель и интерьерные объекты под заказ для ресторанов Pasters и «Министерство завтраков», парикмахерской Pops, яхт-клуба «Сила ветра», кафе в Волго-Вятском филиале ГМИИ им. А.С. Пушкина (Арсенал), кофеен Salut! Specialty Coffee, Skuratov Coffee и других. В последние годы команда Rumyantsev Bureau тесно сотрудничает с современными художниками и создает объекты современного искусства.


По теме: Тренды 2024/2025: возвращение металла и 8 способов креативно использовать его в интерьере

В 2023 году Rumyantsev Bureau по заказу художника Артема Филатова приняло участие в проекте «Все исчезнет», созданном в рамках премии «Художник года» фонда Cosmoscow. Филатов разработал формы объектов и создал серию графических работ, чувствительных к воздействию окружающей среды, а бюро реализовало скульптуры-хранилища для обеспечения сохранности этих рисунков. В 2024-м команда запустила образовательную программу и лабораторию предметного дизайна и искусства «Под другим углом». Редакция INTERIOR+DESIGN отправилась в Нижний Новгород, чтобы увидеть арт-объекты участников экспериментального цеха и узнать, какой путь прошла мастерская за семь лет.

Мебель для теннисного клуба, стулья «Элемент»

Как все начиналось

Евгений Румянцев, основатель Rumyantsev Bureau

На первом курсе техникума я познакомился с человеком, который позвал меня рисовать граффити. Меня это очень заинтересовало. Вскоре я увидел фильмы, где ребята рисуют на электричках, — это был настоящий восторг. Так началась моя 12-летняя история, когда я один или с командой ездил рисовать на вагонах. Мы попадали во множество ситуаций, в которых проверяются люди и взаимоотношения. Я понял, что можно вообще ничего не бояться. Это сильно повлияло на мою жизнь. Это девиантное поведение — смелость в творчестве и реализации проектов — стало важной частью моего отношения к делу сейчас. В какой-то момент я осознал, что рисовать на вагонах, которые через пару часов перекрашивают, недостаточно. Мне хотелось чего-то более осязаемого и прикладного, чего-то, что можно было бы оставить после себя.

Евгений Румянцев

Rumyantsev Bureau


Мебель для ресторана «Министерство завтраков»

Я понял, что можно вообще ничего не бояться. Смелость в творчестве и реализации проектов стала важной частью моего отношения к делу сейчас

Евгений Румянцев


Мебель для ресторана «Министерство завтраков»

Мысль о том, чтобы двигаться к серийным изделиям, пришла ко мне примерно два года назад. Я просыпаюсь, курс доллара «скачет». Я долго думал, что делать: уехать куда-то или вложиться в производство стульев и специализированное оборудование. Долго — целый день. В конце концов нашел объявление на «Авито» с предложением: «Я могу погрузить вас в правильные процессы». И меня это привлекло. Мы взяли сумку денег и полетели на самолете в Санкт-Петербург, чтобы купить станок. Как только я оплатил его, мне позвонил товарищ и сказал, что хочет сделать мебель для офиса из гнутой трубы.


Мебель для парикмахерской Pops

Проектирование стула, включая отработку по удобству, эргономике и множеству других критериев, может занять до полугода. Первые стулья, которые мы делали, были продукцией нашего настоящего «горения»: мы не спали ночами и пытались реализовать их на протяжении месяца, перестраивая цех и экспериментируя со сваркой. У нас не было серьезного опыта, но за месяц мы изготовили первые модели стульев, чтобы уже на следующий день их отснять. И были готовы к тому, что если после съемки кто-то позвонит с заказом, то через неделю мы должны быть готовы отправить им пару сотен этих стульев, будучи уверенными в качестве. Так и произошло: к нам пришел заказ в Москву, мы сделали нашу первую партию. Я начал ее проверять, после чего все стулья утилизировали. Они стали основой нашего каталога дефектов. Нам потребовалось два дня, чтобы все переделать.

Мебель для ресторана Pasters



Проекты и планы

Нам интересно участие в выставках и помощь художникам в реализации объектов, а также работа с общественными пространствами. Также интересны сложные проекты, решения для которых не лежат на поверхности, а требуют экспериментов. К сожалению, таких мало, но они всегда запоминаются и дают крутой опыт. Все проекты, в которых мы участвуем, можно описать двумя словами — уникальность и актуальность. В 2025 году мы планируем сосредоточиться на серийном производстве и расширении каталога.

Мебель для кафе в Волго-Вятском филиале ГМИИ им. А.С. Пушкина

Мебель для кофейни Salut! Specialty Coffee

Образовательный проект «Под другим углом»

В 2022 году мы запустили мастер-классы по сварке. Совершенно уникальное занятие, ничего подобного мы ранее не встречали. Это сразу вызвало вау-отклик у горожан. Кажется, про него знают уже все нижегородцы. Собственно, так и пришла идея дать людям возможность изучить новые инструменты и материалы, создать самостоятельно свой объект. Изначально мы представляли лабораторию именно для предметного дизайна, но уже в процессе опен-колла получили много заявок от художников. Проект начал жить свою жизнь и развиваться на стыке дизайна и искусства, это круто.

Также мы вдохновлялись знаменитой школой Баухаус. На время проекта бюро работало не в привычном формате серийного производства, а как учебная площадка с лекциями дизайнеров и художников и экспериментальным цехом. В заключительные дни прямо здесь, в наших производственных цехах, состоялась выставка десяти победителей всероссийского опен-колла, концепцию которой подготовил Миша Маслов — основатель MISH STUDIO.


Участники

Миша Маслов, архитектор, основатель MISH studio

Лампа «Гиднеллум»

Объект был разработан MISH studio в рамках архитектурной концепции павильона Волго-Вятского филиала ГМИИ им. А. С. Пушкина (Арсенал), который в этом году стал «Музеем года» по версии фонда Cosmoscow. Проект мы посвятили библиотеке «Арсенала», а лампа стала его пульсирующим сердцем. Предмет является опытным образцом и на этом этапе выполнен из МДФ и покрыт эмалью. В производство уйдет модель из пластика. Экспериментальная лаборатория «Под другим углом» подарила надежду, что все будет хорошо.

Миша Маслов

Архитектор, основатель MISH studio

Лампа «Гиднеллум», MISH studio. МДФ, акрил, эмаль

Анастасия Сонина, архитектор зеленой реальности, художница

«Озарения» [Nymphaea]

Идея моего проекта — кокон, скорлупа, бутон, который защищен от внешнего. Внутри которого скрыт свет, а ключ к нему лежит во взаимодействии через отражение и ответный луч. Эта идея носит собирательный образ и возникала за счет соединения разных границ восприятия, которые я исследую. Взаимодействия человека, природы и архитектуры в среде, которую мы создаем. В лаборатории нам дали полную свободу самовыражения, мы в реальном времени экспериментировали. Открытием для меня стали люди, каждый из которых профессионал в своем деле, готовый гибко думать и проявлять креативность.

«Озарения» [Nymphaea], Анастасия Сонина. Стеклоткань, эпоксидная смола, МДФ

Анастасия Хлынина, архитектор, студентка Московского архитектурного института

moy stool

Я архитектор, и каждый новый проект, с которым я работаю, увеличивается в масштабах и в силу этого утрачивает свою человечность. В противовес этому разрастанию возникло желание сделать объект, адресатом которого станет только один человек. Так получился moy stool, который неожиданно вышел полным отражением моей личности. В нем уместились как базовые понятия: эргономика и функциональность, так и нечто неосознанное — игра с формой, тактильными и визуальными ощущениями, сочетание текстур и материалов. Мне хотелось создать общее ощущение мономатериальности, а при детальном рассмотрении — возможность обнаружить многообразие форм и фактур. Ядром стула выступил ящик-сиденье из МДФ, шпонированный ясенем, а остальные элементы — подлокотник, встроенная полка с подстаканником, три непохожие друг на друга ножки и декоративный светильник — выполнены из листов и труб из нержавеющей стали с направленной шлифовкой.


moy stool, Анастасия Хлынина. Нержавеющая сталь, МДФ

Стул на 90% выполнен вручную, даже электрику пришлось делать самой. Я оцениваю это как колоссальный опыт и честную работу над объектом искусства. Если картина пишется только самим художником, то и предмет мебели должен быть буквально создан его автором

Анастасия Хлынина

Илья Барабин, художник

Скульптура-светильник «Лампа1»

Основной идеей было создание скульптуры-светильника. Я хотел, чтобы предмет работал не только в темное время суток — днем лампа становится объектом современного искусства, а ночью выполняет роль подсветки. Именно поэтому была выбрана нарочито простая форма, усложненная фрагментарным строением — световой элемент скрыт от зрителя. Во время работы лаборатории я ощущал вдохновение, ведь я был рядом с другими художниками, все были очень отзывчивы и помогали, я очень благодарен всем. Рад, что удалось принять участие.

Напольная лампа «Лампа1» из металла, Илья Барабин

Мария Шаронова, куратор, художник

Скульптура DESIRESTER

Этот объект родился как результат работы с архивом фотографий. На протяжении трех лет я снимала промышленные и коммунально-бытовые свалки, чаще на арктических территориях. Таких фотографий у меня более 200. Я попыталась осмыслить этот архив через оптику философии плоских онтологий, а опыт работы по расхламлению территорий подтолкнул меня к жесту печати фотографий на металле, чтобы придать ему одновременно скульптурную и «мусорную» форму — такие листы деформированного металла я часто встречала на свалках. Необходимость такой печати для меня в том, чтобы создать столкновение зрителя с мусором «в полный рост»: в повседневной жизни мы не осознаем его масштабы и возможность влияния на глобальные процессы.

Скульптура Desirester, Мария Шаронова. Жесть, сталь

Название проекта состоит из двух слитых друг в друга слов «желание» и «катастрофа» — это то, что испытывала я, когда делала свои снимки. С одной стороны, масштабы свалок ужасают, с другой — они стали для меня предметом эстетической одержимости, мне нравится подолгу рассматривать их. На одной из сторон фотография гламурного красного дивана, конечно же, выброшенного на свалку, где он соседствует с другим мусором. В рамках лаборатории благодаря чуткому соучастию получилось реализовать объект в том масштабе и в том качестве, каким он был задуман. Я приобрела практические навыки сварки и покраски металла, удовольствием было совместно разрабатывать решения с командой бюро. Смело, играючи, профессионально.

Юлия Кудельникова, художница

Панно «Внутренний голос»

Панно стало продолжением моей серии керамических скульптур «Страх проявиться». Оно визуализирует внутренний мир человека, застывший под давлением общественных стереотипов и ограничений. Мне хотелось, чтобы эта работа вдохновила зрителя на поиск собственного пути. Яркая блестящая мозаика в виде трещины выложена из смальты. Окружающая ее текстура выполнена из щепок дерева. Каждая была собственноручно выбита молотком и покрашена в черный цвет. Благодаря возможностям экспериментального цеха я смогла создать работу, которую без специального оборудования невозможно было бы сделать. Лаборатория показала, что на работу художника можно взглянуть под другим углом! Что можно мыслить более сложными идеями и не бояться их реализовывать.


Панно «Внутренний голос», Юлия Кудельникова. Дуб, смальта, МДФ

Вера Ширдина, художница, резидентка ЦСИ «Терминал А»

Объект «Без названия NO38»

Пару месяцев назад я начала работать с металлом, исследуя через этот материал сложные и незаметные процессы адаптации. Центральными мотивами моих работ стали различные трансформации насекомого, в ходе которого оно приобретает фрагменты других существ. Поэтому я понимала, что объект будет частью этого исследования. В рамках лаборатории я стремилась освоить новые для себя техники работы с металлом, введение в которые невозможно без помощи мастера. Сварка и гидроформинг были моими верными спутниками, а также я углубилась в уже знакомую чеканку тонких листов металла. Лаборатория сыграла важную роль в моей практике. В начале своих экспериментов с металлом я сомневалась, что смогу близко подойти к сварке. Но команда проекта предоставила мне первый опыт мечты. В планах — набирать темп в работе с новыми техниками.

Объект из металла «Без названия NO38», Вера Ширдина

Алексей Старков, художник, резидент студии «Тихая»

«Балконный столик для объектов советского типового индустриального домостроения»

Следуя за интересом к вопросу сосуществования советского архитектурного наследия и потребностей современного городского жителя, мы совместно с бюро создали «Балконный столик для объектов советского типового индустриального домостроения». Это легкий и мобильный предмет мебели, который удобно взять с собой при переезде или в путешествие. Он подойдет советским балконам и лоджиям любой серии и степени качества. Моя профессия предполагает умственную работу, и мне было очень приятно поработать руками (забытый навык). И видеть, как здесь и сейчас благодаря мне появляется что-то новое и материальное.


«Балконный столик для объектов советского типового индустриального домостроения», Алексей Старков. Металл, МДФ

Дарина Радаева, художник, студия дизайнерской керамики РОССКА

Стеллаж «Синтез форм и фактур»

В этой работе я воплотила идею размывания границ между утилитарным объектом и художественным высказыванием. Стеллаж — это не просто функциональная конструкция, а объект, который поднимает вопросы о сочетании эстетики и практичности. Мне хотелось показать, как привычные вещи могут стать носителями смысла и эмоций, как дизайн может превращаться в концептуальное искусство. Я выбрала эту идею, потому что она отражает мое стремление соединить ручной труд с минимализмом Главные акценты — это керамические элементы, которые я сделала вручную, используя технику гончарного дела. Затем каждая деталь покрывалась глянцевой глазурью, добавляющей глубину и выразительность. Мне хотелось подчеркнуть диалог материалов: строгий матовый каркас контрастирует с фактурной глянцевой керамикой, что делает объект многослойным и эмоциональным.

Стеллаж «Синтез форм и фактур», Дарина Радаева. МДФ, металл, керамика, шамот, глазурь

Лаборатория стала для меня невероятно вдохновляющим пространством. Это не просто место для работы, а платформа, где каждый может экспериментировать и переосмысливать подходы к своему ремеслу. Впечатлила возможность свободно работать с разными материалами и техниками, исследовать их сочетания. Очень ценно было общение с другими участниками, их идеи и опыт помогли глубже взглянуть на мой проект. R-Bureau для меня — это пространство диалога, творчества и поддержки, где каждая идея обретает жизнь и смысл.

Оксана Анисимова, предметный дизайнер

Светильник «Растяжение»

Я создала светильник из банок в технике фьюзинг. Мне нравится работа со стеклом, а именно эксперименты и поиск новых идей, в итоге которых может получиться очень интересный предмет. Поддержка команды Rumyantsev Bureau была колоссальной. Без лаборатории светильник так и остался бы эскизом. Она позволила не только реализовать проект, но и получить хороший опыт, понять, что надо улучшить. У меня появились новые идеи для продолжения работы с банками и создания новых светильников.


Светильник «Растяжение», Оксана Анисимова. Стеклянные банки, неон, МДФ

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит