«Мастерский и массовый: русский дизайн»: победители конкурса

16 января 2025 г.

Конкурс-исследование предметного дизайна, вдохновленный русской культурой, подвел итоги. INTERIOR+DESIGN поговорил с победителями об источниках вдохновения и локальном культурном коде
Василий Кандинский. «Композиция VII»

Конкурс «Мастерский и массовый: русский дизайн», организованный Центром дизайна и интерьера Expostroy и INTERIOR+DESIGN, был призван стать исследованием локального культурного кода в современной интерпретации. Его цель — инициировать появление практичных, массовых предметов с аутентичным характером. Участники предложили функциональные решения и арт-объекты, адаптированные под серийное производство, ставшие итогами их размышлений над богатым наследием страны. Всего конкурс собрал более сотни работ архитекторов и дизайнеров из разных городов России. В шорт-лист, который был сформирован по результатам общественного онлайн-голосования, вошли 30 проектов. Из них авторитетное жюри выбрало троих победителей.

Вдохновение

Казимир Малевич. Supremus № 56
Михаил Врубель. «Царевна-лебедь»

В проектах конкурсантов содержатся аллюзии к работам именитых русских мастеров или к абстрактным образам, в которых считывается национальный контекст. В топ русских мастеров, с идеями которых чаще всего взаимодействовали конкурсанты, вошли Казимир Малевич, Василий Кандинский, Михаил Врубель, Эль Лисицкий и Иван Билибин.  Также источниками вдохновения для участников стали традиционные ремесла, эстетика авангарда, русские народные сказки, деревянное зодчество и богатство родной природы. Чем же вдохновлялись победители конкурса?

Победители

1 место

Федор Колпаков, заварочный чайник «Фрагменты»

Фарфоровый заварочный чайник продолжает серию «Фрагменты», вдохновленную памятниками архитектуры конструктивизма. В нее также входят кружки, которые выпускает «Фарфор Сысерти»: серия была разработана в рамках проекта «Антихрупкость», направленного на актуализацию работы завода. Концепция чайника раскрывает визуальную стилистику серии и добавляет ей функциональности. Дизайн отсылает к образу «Белой башни», построенной в 1929–1931 годов по проекту архитектора Моисея Рейшера.

«Свердловский конструктивизм — это часть визуальной идентичности города и локальной идентичности горожан: образы, эстетика, пространство и контекст — то, что формирует нас. Для меня работа с этой темой стала возможностью сделать шаг навстречу себе, чуть лучше понять себя и идентифицировать точки опоры в гуще нестабильности, которая меня окружала. В работе над проектом я выбрал путь утрирования. Как художник шаржист, искал запоминающиеся черты и пытался акцентировать внимание именно на них. Я не ставил для себя задачи поиграть с эстетикой авангарда или сделать узнаваемость архитектурных объектов, от которых отталкивался в работе, самоцелью. В первую очередь я работал с образами зданий, и обобщение, утрирование и декомпозиция стали основными приемами в моей работе».

Федор Колпаков

2 место

Елизавета Семенова, стул Security chair

В облике модели Security Chair неожиданным образом соединились форма и паттерн: типичный «стул охранника» Елизавета Семенова «переодела» в яркий текстиль, в котором она переосмысливает принты авангардной художницы Варвары Степановой. «Мы представляем обновленный взгляд на предмет массового производства, делая его редизайн», — говорит автор. Сочетание модного текстиля и немодной мебели призвано создать новый визуальный опыт и заставить задуматься о том, какую роль дизайн играет в нашей жизни.

«Уникальность продукта, его ценности и смыслы во многом связаны с историческим контекстом, и ответы мы можем искать в работах старых мастеров. Мы переосмысляем наш культурный код и мировоззрение, интерпретируя традиции в современном пространстве, чтобы лучше понять, какие мы и кто мы есть. В поиске идентичности для меня важны нарратив, идея, выразительность форм и материалов, а также простота, функциональность и современность предмета, без излишнего декора. Принты Варвары Степановой остаются актуальными и сегодня благодаря ее подходу через искусство к производству. Ее орнаменты отражают идеи конструктивизма, включая простую геометрию, контрастные цвета и структурные паттерны. Занимаясь массовым производством мебели в Москве, я замечаю, что российские ткани сейчас отсутствуют как класс. В ответ на эту ситуацию мы решили создать ткань с собственным принтом, который, по сути, является современным переосмыслением работ Варвары Степановой. Таким образом, мы не только сохраняем ее наследие, но и адаптируем к современным условиям».

Елизавета Семенова

3 место

Иосиф Брин, кофейный столик «Тачка»

Кофейный столик вдохновлен идеями русского авангарда: он завораживает Иосифа Брина стремлением к эксперименту и поиском новой формы, которая может быть смелой, простой и одновременно выразительной. Характерные для работ Эль Лисицкого геометрические абстрактные формы обретают объем, превращаясь в функциональный предмет интерьера. «В дизайне стола сочетаются простые формы и динамика движения, выраженная через колесо — символ мобильности и трансформации пространства», — говорит дизайнер.

«Русский авангард меня завораживает своим стремлением к эксперименту и поиском новой формы, которая может быть смелой, простой и одновременно выразительной. В нем заложена идея сочетания функциональности и эстетики. И очень много новаторства. Я думаю, что в современном мире, где кажется, придумано уже всё, этот подход и идеи актуальны как никогда. Авангардисты прошлого как будто стерли из памяти всё, что было до них и придумали совершенно новый, ни на что не похожий стиль. Настолько уникальный, что даже спустя сто лет их работы — архитектура, мебель, картины — смотрятся свежо и актуально. Вдохновляет именно это. Посмотреть на мир под другим углом, найти новую форму и стиль, сделать что-то уникальное и интересное, при этом сохранить функциональность. «Тачка» про этот поиск. Это предмет, который сохраняет функцию стола, при этом являясь арт-объектом. Черная ручка на столешнице дополняет и уравновешивает композицию, но в первую очередь, это именно ручка, благодаря которой, можно легко передвинуть стол. Смешать, но не взбалтывать. «Тачка» легко впишется в современные интерьеры: от минималистичных пространств до современной классики. Это один из тех предметов, на который ваши гости точно обратят внимание».

Иосиф Брин

Специальное упоминание

Аля Кирсанова

Коллекция «Кулибин-Билибин-Гагарин in us»

«Чтобы воплотить идею, потребовался изобретательский импульс — И. П. Кулибин, взгляд художника — И. Я. Билибин, а также смелость и сила намерения — Ю. А. Гагарин», — говорит Аля Кирсанова о своем проекте. В честь Ивана Кулибина дизайнер назвала двухэтажное кресло, чехол на верхнем ярусе которого выполнен из рогожки. Работы Ивана Билибина стали источником вдохновения для создания кресла в стиле модерн. «Такое кресло хорошо бы смотрелось в фойе лакшери отеля, в центре города или в стенах театра», — отмечает Аля. Дизайн табурета «Поехали!» отдает дань уважения подвигу Юрия Гагарина. Оснащенный пенополиуретановым наполнителем повышенной жесткости, он предназначен для достижения новых горизонтов, а не для комфорта: «Например, в опен-спейс какой-нибудь креативной компании, где люди не сидят на месте».

Аля Кирсанова

Дарья Витвицкая

Светильники KuBuS

Коллекция настольных светильников KuBuS вдохновлена эстетикой кубизма. «Каждая модель выражает суть этого художественного направления через геометрические формы и абстрактные элементы, создавая уникальный световой эффект и оригинальный акцент в интерьере, — говорит автор проекта. — Основной акцент сделан на сочетании функциональности и искусства, где светильники становятся не просто источниками света, но и объектами, которые можно рассматривать, как скульптуры».

Дарья Витвицкая

РЕКЛАМА | https://expostroy.ru/