18 ноября 2017 не стало одного из последних великих кутюрье, Аззедина Алайи (Azzedine Alaïa). Звезда 1980-х годов, любимчик первых красавиц планеты, он работал в своем темпе, вне трендов и сезонов, для избранного клуба клиентов. Алайя, один из немногих модельеров, кто оставил после себя коллекцию дизайна, собственную арт-галерею и бутик-отель.
Он «изменил мою концепцию моды», — говорит Николя Гескьер, Louis Vuitton. — Увидев работу Аззедина, я понял, что мода — это строительство и архитектура. Идея и способность ее реализовать самому — главный акт дизайнера».
1. Независимый дизайнер
«Если дизайнер — тот, кто меняет тело, то сегодня есть только Аззедин, который знает, как это сделать». Оливье Сайяр, историк моды
Он всегда делал, что хотел. Тщетно правительство Саркози пыталось вручить ему орден Почетного легиона. Убежденный перфекционист Алайя избегал не только государственных наград, но и обычного календаря показов, предпочитая демонстрировать свои достижения тогда, когда считал нужным. Оттачивая силуэт днем и ночью, сам шил каждый из нарядов (в отличие, скажем, от Карла Лагерфельда) и заставлял коллег работать днем и ночью. Поддерживали команду дружеские посиделки с патроном — великолепным рассказчиком, у которого один из тысячи анекдотов на языке. Этот «ужин у Алайи» оставался самым шикарным местом в Париже, в разные годы здесь собирались: Андре Путман, Жан-Поль Гуд, Фарида Хелфа, Джулиан Шнабель, Карла Соццани, Питер Марино...
2. Суперпоклонники
Перые леди Карла Бруни-Саркози и Мишель Обама заказывали у него куртки и трикотаж. Когда Наоми Кэмпбелл была в самом начале своей карьеры, именно Аззедин Алайя взял ее под свое крыло. «Я встретила его, и все, — рассказывала Кэмпбелл журналу AnOther. — Он позвонил моей матери и сказал ей, что я должна жить с ним и что мне нужна защита. Он сказал, что я не должна быть одна в Париже в возрасте 16 лет. С 1986 года пара поддерживала и защищала друг друга в жестоком мире моды. «Я никогда не стану иметь дело с кем-либо, кто неуважительно отнесется к моему Papa». Кэмпбелл — не единственный супер-поклонник Алайя. Он создавал сценические костюмы для Тины Тернер и Грейс Джонс в 80-е. Супермодели 90-х – Линда Евангелиста, Хелена Кристенсен, Синди Кроуфорд забывали о всех других обязательствах ради работы с Алайей.
3. Вторая кожа
Монохромная палитра, подчеркнутые талии, аксессуары, созданные при помощи технологии лазерной резки... Когда в 2013 состоялась выставка Алайи в Palais Gaillera c феерической сценографией Мартина Зекели, его сравнивали с Рей Кавакубо. Но все же первую ретроспективу ему предложил не Париж, а главный Музей дизайна Нидерландов — Groninger Museum.
Эротические монохромные модели от Azzedine Alaïa во многом продукт высоких технологий. The King of Cling — король облегающих силуэтов — он первым стал использовать ткани стрейч, раньше предназначавшихся только для купальников. Благодаря этому материалу платья облегали фигуру как вторая кожа. В 1992 он радовался, что для своей коллекции Spring'92 выбрал материал Relax, который разработчики NASA полюбили за способность служить экраном против микроволновых излучений... Культурный статус Алайи поразителен еще и из-за скромного фона. Он родился в Тунисе, в семье хлеборобов. Изучив скульптуру в местной École des Beaux-Arts, он отправился в Париж, чтобы сделать себе имя, и вскоре устроился на работу в Dior. Откуда был быстро уволен как человек без французских документов. До успеха, который пришел к Алайя в 1980-х, в его скромной квартире повсюду были швейные машинки: он выполнял заказы как портной, создавая наряды для богатых клиенток.
4. Галерея
С 2013 года Galerie Azzedine Alaïa на rue de la Verrerie выставляет экспонаты, которые наводят мосты между дисциплинами (модой, архитектурой, поэзией, фотографией). В обширную коллекцию Alaïa входят произведения Шнабеля, Сезара, Уорхола... Он не только стал одним из первых коллекционеров аскетичной мебели французских модернистов — Шарлотты Перриан и Жана Пруве, но еще в 2014 рискнул выставлять Memphis и стеллажи-лестницы Этторе Соттсасса.
Именно они произвели фурор на стенде Friedman Benda Gallery на выставке Design Miami/Basel 2017. В 2015 году в Galerie Azzedine Alaïa прошла ретроспектива графических работ поэта Адониса. Позже экспонировалось архитектурное наследие Жана Нувеля и Клода Парана. В сезоне 2016- 2017 — коллекция фотографий Карлы Соццани, с которой он дружил с 1979 года. А до 26 ноября — британский художник, профессор Голдсмитса Ричард Уэнтворт (Richard Wentworth) демонстрирует свое непростое отношение к современной культуре.
5. Бутик
Отвечая на просьбу близкого друга самый дорогой промдизайнер в мире Марк Ньюсон спроектировал обувной бутик Azzedine Alaïa в Марэ. И придумал почти музейный павильон. Ниши, где выставлены вещи, подсвечены как музейные витрины. Несущая колонна оформлена как украшение для скамьи. Пол, стены, ступени сделаны из белого каррарского мрамора. В 2013 Алайя открыл еще один магазин на Rue de Marignan, 5. В нем — мебель коллекционного дизайна от Марка Ньюсона, Пьера Полена, Шарлотты Перриан, работы художника Криса Ру. Концепцию дизайна определил Мартин Шекели, а вертикальный сад создал знаменитый ландшафтный дизайнер Патрик Блан.
6. Отель
Аззедин Алайя предпочитал, чтобы его мастерская и дом были расположены как можно ближе друг к другу, а потому всегда объединял их под одной крышей. Мансарду площадью 300 кв. в здании XVII века на rue de Moussy в квартале Марэ в Париже Алайя превратил в бутик-отель 3 Rooms. Апартаменты расположены рядом с его мастерской, демонстрационным залом, квартирой и той самой кухней, где всегда рады гостям. Эти три сьюта с одной и двумя спальнями созданы как безупречные пространства art & design. На фоне белых стен мебель и светильники Жана Пруве, Марка Ньюсона, Арне Якобсена, Шарлотты Перриан, Пьера Полена выглядят не хуже, чем на выставке в музее дизайна. Цены начинаются от 450 евро за ночь.