Ceramic Brussels 2025: весь цвет современной керамики
27 января 2025 г.
Арт-критик и куратор Марина Ширская побывала на ярмарке Ceramic Brussels и рассказывает о впечатлениях от международного смотра керамикиВторая итерация Ceramic Brussels, единственной международной ярмарки, посвященной исключительно современному керамическому искусству, прошла с 22 по 26 января 2025 года в культовом комплексе Tour & Taxis в Брюсселе. После триумфального дебюта, который в 2024-м привлек почти 13 000 посетителей, ярмарка выросла по количеству участников на 20%, представив 65 галерей из Бельгии, Европы и других стран мира, которые привезли работы более 200 художников.
По теме: Dutch Design Week 2024: итоги Недели дизайна в Эйндховене
К таким галереям, как Spazio Nobile, Almine Rech, Sorry We’re Closed, в этом году присоединились тяжеловесы Hostler Burrows x HB381 (США), Joanna Bird Gallery (Великобритания) и Mennour (Франция), а также Galerie Yves Gastou, которая представляет работы, сочетающие традиционное мастерство и авангардный дизайн. Свежие взгляды из своих регионов внесли в программу Peach Corner (Дания) и Yod Gallery (Япония).
Сценография Ceramic Brussels 2025 осталась прежней и довольно необычной: стенды галерей лучами расходятся от центров двух больших круглых залов. Помимо основных выставочных пространств, во входной зоне, которая разделена на три части, расположились крупномасштабная текстильная инсталляция, групповая выставка лауреатов Art Prize и специальная экспозиция почетного гостя ярмарки — скульптора Элизабет Йегер. Американка приняла эстафету у Йохана Кретана и в этом году стала приглашенным художником Ceramic Brussels. Художница объединяет в своих работах керамику и бронзу, исследуя темы памяти, бренности всего сущего и повседневной жизни.
Почетным гостем ярмарки заслуженно стала Норвегия с ее особым подходом к творческим процессам, в котором сочетаются традиции, инновации и экологическая устойчивость. В партнерстве с Norwegian Crafts — организацией, продвигающей норвежские современные ремесла и дизайн на мировую арену, — выступили пять ведущих галерей: Format с яркими масштабными работами Торбьорна Квасбо, сформированными из срезанных под разными углами и покрытыми яркими глазурями экструдированных трубок; QB Gallery с разноцветными тортиками и блюдами с глиняными яствами от Нелли Джонсон; Kiosken с объектами Эрика Фалкнера, которые он создает в содружестве с пчелами, строящими соты на его керамических скульптурах; а также Skog Art Space и RAM Galleri.
Galerie Scene Ouverte из Парижа получила награду за лучший стенд. Здесь же был представлен гигантский портал Doors of Paradis Венсана Дюбурга, который Carpenters Workshop Gallery показывала на своей нашумевшей выставке Dysfunctional во время Венецианской биеннале 2019 года. Посетившая ярмарку арт-консультант и представитель ярмарки Brafa в России Екатерина Лимонад де Рошанбо поделилась своими наблюдениями. Она особенно отметила стенд брюссельской галереи Sorry We’re Closed с яркой сольной презентацией Джун Канеко — японского мастера, известного своим экспериментальным подходом. Его скульптуры соединяют в себе традиции японской эстетики и энергию современной абстракции. Кстати, именно эта инсталляция была названа лучшей на ярмарке в 2025 году.
Также Екатерина обратила внимание на презентацию французской Galerie Capazza: на ярмарке галерея показала персональную выставку Клода Шампи, культового художника, известного своим новаторским подходом к керамике. И сюрреалистичные работы Аньес Дебиз в Galerie Yves Gastou, чьи фантастические существа, зооморфные деревья и органические перфорированные формы заполнили весь стенд галереи. Сильнейшее впечатление на Екатерину произвели работы восточноевропейских мастеров будапешстской acb Gallery, специализирующейся на восточном авангарде. Галерея поддерживает художников, работающих в традициях неоконцептуализма, а также представителей неоавангарда, которые оказали влияние на искусство с 1960-х годов. В рамках Ceramic Brussels галерея демонстрирует коллективную экспозицию, включающую работы Лайоша Чертё, Юдит Виды, Виктора Вазарели и Ласло Боршоди. Эти произведения отражают богатство художественной мысли Восточной Европы, где традиция сталкивается с экспериментом.
Также удалось получить интересный комментарий от художника-керамиста и соосновательницы онлайн-школы Get Art Fit Ирины Разумовской, которая сообщила, что в целом Ceramic Brussels произвела на нее очень хорошее впечатление. То, что керамике посвящена целая специализированная ярмарка такого масштаба, говорит о том, что она по-прежнему в тренде. Но создалось впечатление, что галереи перестраховались, привезя в Брюссель проверенных авторов с хорошо прогнозируемыми в отношении продаж именами. Не наблюдалось особенно ярких инсталляций. В основном галереи курировали свои стенды очень осторожно, стараясь показать работы одновременно на все кошельки и диапазоны вкуса. Белый подиум, три работы на белой стенке и очень однообразно по масштабу. А хотелось бы увидеть больше новых имен и смелых работ, сделать яркие открытия.
Также Ирина отметила, что на ярмарке в Брюсселе полностью отсутствовал очень дорогой и очень дешевый сегменты: «То, что было представлено на стендах, — это ровная серединка». В среднем цена работ варьировалась от 300 до 20 000 тысяч евро. По верхней планке проходили работы финского керамиста Пекка Пайкари. Тот же Пикассо не превышал 6-7 тыс. евро. И, по наблюдениям Ирины, средняя цена работ составила 2-3 тыс. евро. Много было объектов в диапазоне 500 евро и совсем мало тех, которые бы доходили до 10-15 тыс. Похоже, галереи с высокими ставками, такие как брюссельская Pierre Marie Giroud Gallery, американская Salon 94 или обладающая хорошим списком керамистов Carpenters Workshop Gallery, еще присматриваются к этой площадке. Даже способная представить объекты высокого ценового сегмента Hostler Burrows выступила с довольно невнятной инсталляцией, показав разрозненные, не очень масштабные и не самые дорогие работы нескольких своих авторов. Совсем отсутствовали, по словам Ирины, такие суперзвезды современной керамики, как непревзойденные любители ярких многослойных глазурей Такуро Кувата и Брайан Рошефорт. Не было современных утонченных классиков Эдмунда де Вааля, Тистер Гейтса, Дженифер Ли и Магдалены Одундо.
Помимо дорогих, к радости Ирины, не было в залах Tour & Taxis и очень дешевых работ сувенирного качества, что говорило о хорошо разработанной стратегии и тщательном отборе. Почему-то на ярмарке не представили студийные гончарные работы, зато немного было и стендов салонного типа, что выгодно отличало Ceramic Brussels от лондонской ярмарки Collect.
Что касается трендов, то основное, что заметила Ирина Разумовская, — это отсутствие больших трендов. За исключением одного — галереи стараются делать ставки на хорошо узнаваемых авторов. Появилось очень много нарративной, сюжетной керамики, она явно входит в моду. На второй план отчетливо уходят аляповатые бездумно используемые глупы (тягучие пастозные глазури) а-ля Брайан Рошеворт. При этом явно прослеживается стремление к тонкому продуманному владению материалом и технологиями. Судя по всему, вторая ярмарка Cerami Brussel смогла зарекомендовать себя как надежный партнер и четко определить свое позиционирование среди коллекционеров. А любители этого вида искусства получили еще одну точку притяжения на карте мира.