Темпераментный испанец Хайме Айон (Jaime Hayon) никогда не будет бездельничать и почивать на лаврах. Для него дизайн — это трибуна, с которой он демонстрирует миру свои арт-идеи и способ заявить о себе как о художнике.
JAIME HAYON
Испанский дизайнер и художник. Учился в Мадриде и Париже. В 2004-м открыл собственную студию. С 2006-го — арт-директор Lladró. Работал для Baccarat, Bisazza, Established & Sons, Swarovski, Moooi. Недавно издал толстую монографию о себе.
«Уверен, в России люди очень изменились, стали понимать качество вещей. Я побывал и в Москве, и в Санкт-Петербурге, а в Екатеринбурге был даже зимой. Готов дать тысячу ответов на вопрос, в чем суть хорошего дизайна, но в конце концов все сводится к одному: дизайнерам нельзя позволять себе делать дерьмо, а люди не должны его покупать...» Начинал Хайме в одиночку, в Мадриде, однако за семь лет студия выросла. Теперь работают отделения в Барселоне, Милане и Лондоне, где Хайме обосновался как только почувствовал, что стал звездой мирового масштаба.
«Про мои вещи часто говорят «сool!». Да, я — за остроумие и веселье. Не так важно следовать тенденциям. Необходимо научиться следовать эмоциям». Его знают как промдизайнера, а сам он числит себя и художником. «Сегодня вряд ли проведешь четкую границу между серийными вещами и искусством. Обожаю Джеффа Кунса, его утонченный китч, но он ведь тоже нет-нет да и запустит что-нибудь в производство».
«Помню, один китайский коллекционер попросил сделать для него что-нибудь необычное. Я спроектировал ярко-зеленую качалку в виде огромной курицы. Он был в восторге!» Конечно, Хайме пробует новые материалы, например, соединил фарфор со стекловолокном. «Вы только представьте: холодное, твердое стекловолокно и теплая, фактурная керамика!» До сих пор считает удачей инсталляцию Jet Set, которую сделал для Bisazza. «Мне всегда хотелось поиграть с таким серьезным объектом, как самолет. Отделал его серебряной мозаикой, в центре фюзеляжа — круглый диван. Я представил влюбленную пару, одетую в стиле голливудских мюзиклов. Они летят на моем аэроплане и пьют шампанское!»
Конечно, особым шиком обладают интерьерные проекты Айона. Если не считать многочисленные магазины обувного бренда Camper и парижский ресторан Le Sergent Recruteur, главных удач — две. Во-первых, бутик фирмы Fabergé в Женеве. Образец драгоценной роскоши с чудаковатостью. Во-вторых, информационный центр в голландском Groninger Museum. При реконструкции музея, построенного по проекту Алессандро Мендини в 80-х, нескольким звездам вроде Мартена Бааса и Studio Job предложили оформить по помещению. Хайме достался зал с компьютерами, где посетители узнают о картинах и составляют собственные виртуальные коллекции. И он доволен. «Тут люди заняты увлекательным делом!» — говорит Хайме.
Творчество Айона определяют как цифровое барокко — barocco digital. Вместе с испанцем виртуозно владеют виртуальными фокусами, иронией и национальным декором голландец Марсель Вандерс , американцы The Haas Brothers, бразильцы братья Campana, бельгийско-голландский дуэт Studio Job.
Его работы продают галереи и экспонируют музеи по всему миру. David Gill Gallery и Музей дизайна в Лондоне, Galerie Vivid, Galerie Aram, венский музей MAK, голландский музей Groninger, мюнхенская Galerie Thomas, американский Walker Art Center, Центр Помиду в Париже и т.д. Cейчас в Музее Дизайна в Холоне (Израиль) проходит Jaime Hayon выставка Funtastico (до 30 апреля 2016 года).