Бельгия — страна с непростой, порой драматичной, историей, которая, однако сумела внести большой вклад в общеевропейскую проектную культуру.
По теме: ADAM (Art & Design Atomium Museum): музей дизайна в Брюсселе
Экспозиция начинается с периода ар-нуво и мастеров, работавших на рубеже веков. Среди самых знаменитых — Виктор Орта (1861–1947), Гюстав Серюрье-Бови (1858–1910), Поль Анкар (1859–1901), Филипп Вольферс (1858–1929) и Анри ван де Вельде (1863–1957). Подробно продемонстрированы социальные искания периода между двумя войнами: авангард и педагогические эксперименты в школе Камбре.
В 1920–1930 годы в Бельгии одновременно сосуществовали более коммерчески ориентированные мастера ар деко и дизайнеры, разрабатывающие функциональные решения. Особый раздел посвящен послевоенному бельгийскому модернизму. В 1930-е годы идеи функционализма в духе веймарского Баухауса распространял архитектор и дизайнер Анри ван де Вельде. Еще в 1926 году он возглавил новый Высший институт декоративно-прикладного искусства Комбре, знаменитую впоследствии школу Комбре. Чуть позже Анри ван де Вельде был назначен советником при Бельгийской железнодорожной компании, в 1933 году стал советником при Министерстве общественных работ. Важное обстоятельство: Анри ван де Вельде курировал участие Бельгии в международных выставках — в Париже в 1937 году и в Нью-Йорке в 1939.
В 1950-е годы бельгийцы трактовали дизайн как панацею от всех социальных бед. Послевоенный период интересен и исторически: именно в период холодной войны маленькая Бельгия начинает играть важную политическую роль, в итоге Брюссель становится столицей Евросоюза. Все эти коллизии происходят на фоне развития средового, интерьерного и потребительского дизайна, на фоне появления новых предметов, электроприборов, мебели, графики и транспорта.
С 1954 году министр экономики Жан Рей (1902–1983) проводил политику поддержки национального дизайна на правительственном уровне. Он организовал и провел первую выставку отечественных серийный продуктов в Льеже, а также мощное выступление бельгийских дизайнеров на 10-й Триеннале в Милане. В 1956 Жан Рей учредил Институт промышленного дизайна и престижную премию Golden Badge. Развитие идей и авторских концепций вплоть до нефтяного кризиса начала 1970-х годов — сильный раздел выставки. Среди самых известных дизайнерских брендов Бельгии — Tupperware (посуда и кухонные принадлежности), Samsonite (чемоданы, рюкзаки, дорожные сумки и аксессуары), de Coene — мебельная фабрика, получившая от компании Knoll лицензию на продажу мастеров интернационального стиля в странах Бенилюкса. И, конечно, компания Moerop, поставляющая на рынок крупногабаритную пластиковую мебель.
На выставке подробно представлена деятельность Брюссельского центра дизайна (1964–1985), орагнизации, которая поддерживала проектировщиков и пропагандировала новые вещи и новые идеи. Через предметы мебели, графику, живописные работы и фрагменты документальных и художественных фильмов кураторы показывают разнообразные грани бельгийского дизайна. Весь ХХ века в Бельгии последовательно проводилась идея улучшения повседневной жизни. Кураторы «Панорамы» признают, что Бельгия не самая дизайнерская страна, но, не поняв ключевых моментов в развитии местного дизайна, невозможно полноценно увидеть европейский дизайна ХХ века.