Декор как нарратив: тренды 2025/2026 по мнению художников, кураторов и архитекторов

18 марта 2025 г.

Трендсеттеры — о самоидентификации сообществ через симбиоз прогрессивных технологий и ремесленных традиций

тренды 2025/2026 в дизайне фото
Джоана Васконселос. Фото: Кентон Тэтчер, предоставлено пресс-службой BRAFA

Джоана Васконселос

Художник, почетный гость 70-й ярмарки BRAFA

Будущее текстильного искусства лежит в диалоге между традициями и инновациями. Техника кроше, основанная на португальском ремесленном наследии, воплощает эту тенденцию. Вязание, которое исторически ассоциируется с домашним ремеслом, часто незамеченное высоким искусством, несет в себе знания многих поколений. Используя его в своей практике, я бросаю вызов художественной иерархии, возвращая ему актуальность в современном дискурсе.

Текстиль претерпевает трансформацию, ручное творчество вступает во взаимодействие с технологиями. Интегрируя свет и движение в свои работы, я превращаю текстиль из статичного ремесла в живую, динамичную форму искусства. Это взаимодействие прошлого и будущего расширяет возможности материала. Однако в мире технологий особое значение имеет сохранение его тактильных качеств. Инновации не должны заменять тепло человеческого прикосновения. Ключевым моментом является баланс — уважение к наследию прошлого при понимании преимуществ новых возможностей. Текстильное искусство продолжит формировать современную культуру через произведения, которые вызывают глубокий отклик.

тренды 2025/2026 в дизайне фото
Джулс Виссерс на фоне работ из коллекции Portici.

Джулс Виссерс

Текстильный дизайнер, основатель Atelier Taftique

Текстильное искусство будет развиваться за счет все более разнообразных материалов, например, переработанного пластика, стекла, металла. Инновации будут происходить и в области освоения новых техник. Я вижу, что текстилем занимается все большее число художников-мужчин, тогда как в прошлом оно в основном считалось женской практикой. Поскольку мир становится более инклюзивным и разнообразным, текстиль получает признание как одна из форм искусства. Новый статус подчеркивает его важную и динамичную роль в художественном ландшафте.

тренды 2025/2026 в дизайне фото
Архитектурное бюро Saga. Фото: Анна Аристова

Saga

Архитектурное бюро

Сегодня бренды ищут самоидентификацию, начиная с графического дизайна и рекламных кампаний и заканчивая оформлением пространства. Мы любим придумывать истории, которые рассказываем не через слова, а через архитектуру и делаем это, даже если никто не просил. Если ты не можешь создать параллельную вселенную в отдельно взятой комнате, то зачем вообще это все? Сегодня активно развивается ретейл и кажется, что архитекторы и дизайнеры растут в своих амбициях вместе с локальными брендами. Мы не думаем о тенденциях, они очень быстро сменяются, а архитектура и дизайн остаются вне времени.

тренды 2025/2026 в дизайне фото
Ольга Трейвас. Фото: Елизавета Трейвас

Ольга Трейвас

Архитектор, основатель архитектурного бюро Treivas

Меня глубоко увлекает наблюдение за поляризацией, которая в последние годы усиливается. С одной стороны, появляются новые материалы и технологии, а с другой — традиционные ручные ремесла, передающиеся через поколения. Новые технологии могут стать частью традиций или вовсе исчезнуть. Хорошая архитектура — это не просто статичный объем, а постоянное изменение восприятия наблюдателя. Только какая-то неидеальность способна задержать взгляд. Удивительные объекты, напечатанные на 3D-принтере, проникают на территорию коллекционного дизайна, а сочетание новых полимерных материалов с традиционными техниками — это настоящий взрыв возможностей!

тренды 2025/2026 в дизайне фото
Койо Коуо. Фото: Мирьям Клука, предоставлено пресс-службой Архитектурной биеннале

Койо Коуо

Куратор Венецианской биеннале 2026

Художники — это визионеры и социальные исследователи, которые помогают нам осмыслить настоящее и представить будущее, используя уникальные инструменты своей профессии. Для меня огромная честь идти по стопам выдающихся предшественников в роли куратора и создать выставку, которая, надеюсь, будет иметь значение как для мира, в котором мы живем сегодня, так и для мира, который мы стремимся построить. Я вижу себя как человека, который в первую очередь служит художникам. Нам всем нужно больше искусства, больше поэзии, больше музыки, больше танцев, больше еды, больше времени в нашей жизни. Искусство не должно становиться товаром. Я надеюсь, больше молодых людей сможет заниматься творчеством, не думая о выгодах или возможностях, о том, сможет ли оно их прокормить.


По теме: Койо Коуо — куратор Венецианской биеннале 2026

тренды 2025/2026 в дизайне фото
Ольга де Амараль. Фото: предоставлено пресс-службой Cartier.

Ольга де Амараль

Художник

Сплетение льна и хлопка создает идеальную поверхность. Это скульптурная ткань, которая является основой моих работ. Сотканные мною фрагменты — «слова», которые я использую, чтобы создавать ландшафты поверхностей, текстуры, эмоции, воспоминания, значения и связи. Спустя 25 лет этот процесс все еще удивляет меня. Я беру нити и сплетаю их снова и снова в более крупные объемы, чтобы выявить их скрытую суть. Так я создаю пространство для медитации, созерцания и размышления. Каждая маленькая деталь, которая образует полотно, не только значима сама по себе, но и глубоко резонирует с целым. Точно так же и целое глубоко связно с каждым отдельным элементом.


По теме: Ольга де Амараль: ретроспектива пионера fiber art в Париже

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит