Анкета для публикации проекта доступна только в десктопной версии сайта

Детские воспоминания и эстетика 1980-х: Наташа Обухова о новом бренде посуды Shirokov

22 апреля 2025 г.

От красочных витрин «Дом Фарфора» теперь сложно отвести взгляд: они стали настоящими цирковыми аренами, где «выступают» посуда и предметы для сервировки от нового бренда Shirokov. О том, как создаются коллекции, INTERIOR+DESIGN поговорил с арт-директором бренда Наташей Обуховой
Коллекция Memphis

Shirokov — собственный бренд «Дом Фарфора», который объединяет талантливых российских художников, скульпторов и дизайнеров под руководством арт-директора бренда — художника Наташи Обуховой. Яркие «дофаминовые» коллекции призваны поднять настроение и добавить интерьеру юмора без ущерба для эстетики — при всей «игривости» рисунков сами предметы остаются элегантными, а их формы — классическими. Тот факт, что смелые эксперименты в искусстве и предметы для сервировки могут существовать в тандеме, демонстрирует фарфоровая посуда из первых коллекций «Цирк», Memphis, Magic Fruit, «Калейдоскоп», «Гербарий», «Колье» и «Пурпур».

Сервиз «Волшебные фрукты»

Коллекция «Цирк» создана для большого торжества. Источником вдохновения стали детские впечатления от похода в цирк, дорогие сердцу воспоминания и ощущение волшебства. Золотые звезды, яркие полоски и ромбы делают жизнь веселее, а сервировку — наряднее.

Коллекция Memphis отсылает к итальянскому дизайну 1980-х годов, а точнее, к деятельности группы «Мемфис». Рисунки на тарелках — творческий привет работам легендарного дизайнера Этторе Соттсасса.

Коллекция Magic Fruit («Волшебные фрукты») вдохновлена мифологией фруктов и супрематическими орнаментами. Фрукт здесь рассматривается как символ и приобретает геометрическую форму.

Коллекция «Пурпур»
Коллекция «Колье»

В коллекции «Калейдоскоп» посуду украшает геометрический паттерн — словно застывший во времени узор настоящего калейдоскопа. Рисунок на каждой тарелке уникален, соединяя их вместе во время сервировки, можно увидеть, как все они складываются в один большой узор.

Коллекция «Гербарий» отдает дань уважения рукодельному искусству. Крокусы, фиалки, васильки, маки и незабудки словно вышиты на тарелках аккуратными стежками.

Коллекция «Колье» — пример того, как источником вдохновения могут стать неожиданные вещи. Тонкий узор, обрамляющий тарелки, «позаимствован» у микросхемы.

Коллекция «Пурпур» — еще одна отсылка к детским воспоминаниям. В центре каждой тарелки расположилась снежинка, словно вырезанная из бумаги. А название коллекции дал основной оттенок — пурпурный, который издавна ассоциируется с экстравагантностью, таинственностью и роскошью.

Наташа Обухова

Наташа, в какой момент к вам пришла идея создания данных коллекций? Почему решили начать выпускать именно посуду, что на это сподвигло?

Я сотрудничала с магазином «Дом Фарфора» и делала для них всевозможные красивые витрины для магазина на Неглинной. И в какой-то момент ко мне подошла Евгения Вельская, директор по маркетингу «Дома Фарфора» и сказала, что запускают новый бренд посуды — Shirokov. И что они хотят предложить мне позицию креативного директора. Я ужасно обрадовалась, потому что придумывать посуду — это было моей давней мечтой! Тем более, я окончила Строгановку, кафедру стекла. Я сразу же согласилась! Изначально нужно было понять, в каком направлении будет двигаться бренд. Когда я делала первую презентацию с картинками про то, что мне нравится в посуде, получились, в основном, предметы сервировки с веселым дизайном, настроенческие, с какой-то живой игрой. И мы решили взять именно этот концепт!

Коллекция «Волшебные фрукты»

Как происходит отбор авторов, с которыми вы работаете? На что обращаете внимание при выборе?

Часть посуды я придумываю и рисую сама, потому что я художник, и мне это очень-очень интересно. Еще часть я придумала вместе с художницей Наташей Вельш, мы вместе создали коллекции «Цирк» и «Пурпур», и мне очень понравилось работать в паре. Наташа также сделала сольные коллекции «Калейдоскоп», «Гербарий» и «Колье».

В выборе художников я, во-первых, руководствуюсь своим вкусом, а во-вторых, смотрю, чтобы они были непохожими друг на друга и яркими в своем искусстве. Вот я позвала Анну Толчинскую, классного графический дизайнера, шрифтовика, которая мыслит совершенно непостижимым для меня образом: буквами, символами и знаками. Она нарисовала нам коллекцию «Волшебные фрукты», которая уже поступила в магазины и, мне кажется, идеально подойдет для всяких модных интерьеров. Сейчас мы в процессе создания новых коллекций, и продолжаем сотрудничать с художниками.

Тарелка из коллекции «Цирк»
Тарелка из коллекции «Цирк»
Тарелка из коллекции «Цирк»

Ваш опыт стилиста и сет-дизайнера влияет на деятельность в новой роли? Если да, то как именно?

Я работала предметным стилистом много лет и сейчас тоже с удовольствием делаю всевозможные съемки. Работала в журнале Architectural Digest 10 лет, снимала для них мебель, посуду, для Vogue — ювелирные изделия, этот опыт внес свой вклад. По прошествии стольких лет я уже не могу просто смотреть на предметы, я сразу думаю, как они буду выглядеть в кадре, и эта черта уже стала частью меня и выкинуть это из головы уже невозможно.

Я знаю, какие фрукты красиво получаются на фото, какие цветы самые фотогеничные, какая ткань будет эстетично выглядеть в кадре. И, естественно, я не могу, создавая тарелку, не думать о том, как она будет выглядеть в контенте.

Как сет-дизайнер я также делала множество всевозможных сервировок, и точно знаю, что будет эффектно смотреться для сервировки. Так я, например, настояла на том, чтобы были такие малюсенькие тарелочки в коллекциях «Калейдоскоп» и Memfis, которые универсально можно использовать как для оливок или косточек, так и для варенья. Но, по секрету, они просто для того, чтобы украсить сервировку.

Коллекция Memphis

Какими были ваш главный успех и главная сложность на пути к запуску коллекций?

Мой самый большой успех, что мы все это сделали, весь путь: от эскизов в тетрадке до тарелки в руках. И какая это классная тарелка! Тонкий фарфор превосходного качества, линии четкие, и все цвета как мы хотели! Но это не только мой успех, это успех всей большой команды Shirokov, без них этого бы не было. И я очень всем благодарна.

Создавать посуду — это не так быстро, как нарисовать картинку. В процессе работы всплывает огромное количество неожиданных вещей, связанных с производством и его мощностями: от красок и того, как ложится картинка на поверхность тарелки, до того, в какой коробке будет продаваться сервиз. Это был сложный и кропотливый путь, но тем слаще стал результат.

Коллекция «Цирк»

Поделитесь, пожалуйста, интересными историями, которые лежат за созданием некоторых из коллекций. Какие из них особенно важны для вас?

У меня есть несколько историй. Первая история про сервиз «Цирк». Мы сделали эту коллекцию совместно с художницей Наташей Вельш. Мы с ней обе рисовали тарелки, и сервиз получился очень нарядным, ярким. Я подумала, что витрины «Дом Фарфора» на Неглинной и на Невском будут посвящены этому сервизу. И специально для этого придумала сюжет про цирковые выступления. Главными герои — овощи и фрукты, которые стали цирковыми актерами. По моим эскизам нам сшили арбуза-силача, апельсинов-акробатов, баклажана-укротителя и двух диких ананасов. Обожаю эти витрины, в каждом окне маленький застывший спектакль.

Вторая история связана с коллекцией Memphis. Коллекцию Memphis я сама придумала и нарисовала, это целиком моя коллекция, и она вдохновлена группой Memphis во главе с Этторе Соттсассом — обожаю их, это мои любимые хулиганские итальянские дизайнеры. Однажды, увидев его картинку, которую до этого не видела никогда, — план подземной парковки я влюбилась в нее и поняла, что это будет идеальная тарелка. Я ее перерисовала по-своему и потом эти элементы, которые были на ней, вдохновили меня. Дальше стала добавлять к ним свои узоры, что-то придумывать, трансформировать в совсем новое. В общем, да, коллекция тарелок Memphis родилась из плана подземной парковки Этторе Соттсасса.

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит