Архитектор Рем Колхас (Rem Koolhaas, р.17.11.1944) — записной интеллектуал, притцкеровский лауреат, теоретик, куратор, фаворит модных брендов, автор книг, обязательных к прочтению для продвинутых архитекторов и урбанистов на всех континентах.
По теме: REM: сын об отце
Рем Колхас постоянно пытается делать все иначе, чем принято и привычно. Он по-другому проектирует, неординарно учит студентов, ввел моду на исследовательскую работу (институт AMO). Как проектировщика (бюро OMA) его интересуют урбанистика, коммуникации, изменчивость жизни. Все, что он осуществляет, происходит в модусе переосмысления или как минимум имеет инновационную упаковку. Не просто шаг вперед, скорее скачок на другой уровень.
РЕМ КОЛХАС
Голландский
архитектор. Глава ОМA
и АМО. Слава пришла к нему в 80-х. Парк ла-Вилетт в Париже (1982), Роттердамский художественный музей (1992), Музей Гуггенхайма в Лас-Вегасе (2002), бутик Prada в Нью-Йорке (2003), Посольство Нидерландов в Берлине (2003), библиотека в Сиэтле (2004), ССТV в Пекине (2007) — его рук дело. Он автор книг, среди которых Delirious New York: A Retroactive Manifesto for Manhattan (1978) и Mutations (2001).
Рем Колхас и Миучча Прада дружат давным-давно (специалистам-архитекторам OMA достаются все проекты реконструкции и строительства зданий Fondazione Prada в Венеции и Милане), официальное сотрудничество AMO и Prada началось с 2007 года, когда междисциплинарные умники Рема Колхаса стали регулярно трудиться над лукбуками и оформлением подиумных показов Prada.
Звезда мировой архитектуры лично открывал новое здание Музея «Гараж» в Парке Горького. При его непосредственном участии создавался Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». В 2012 году вышел русский перевод его бестселлера 1978 года «Нью-Йорк вне себя: ретроактивный манифест Манхэттена». Как пошутил Колхас, это «работа, в том числе, о России, но немного и французская, написанная голландцем по-английски». Долгие годы анонсировалось участие Колхаса в грандиозной реконструкции Государственного Эрмитажа, в результате долгих отсрочек и согласований проект изменился, коллаборация отложилась, но имя Колхаса надолго засело в ушах россиян. В общем, архитектор он нам не чужой, но от того не менее удивительный.
Голландец Колхас начинал карьеру как журналист: писал киносценарии и статьи для местной газеты «Гаагская почта». Однажды его послали на интервью к художнику Константу. Колхас, пораженный архитектурной утопией Константа «Новый Вавилон», решил оставить писательскую карьеру и отправился в Лондон изучать архитектуру. А затем в Нью-Йорк к Освальду Маттиасу Унгерсу — на практику. В середине 1970-х он организовал бюро ОМА («Офис городской архитектуры»), основная цель которого — позиционирование архитектуры в контексте актуальной культурной ситуации. В дополнение к офису в Нью-Йорке появилась главная штаб-квартира в Роттердаме. А несколько лет спустя Колхас признал, что практика без теории неубедительна, и открыл еще одну контору — АМО, где, как в настоящем научно-исследовательском институте, собрал профессионалов: социологов, урбанистов, математиков, дизайнеров и т. д. Отряд интеллектуалов кропотливо отслеживает социальные, технологические, медиальные, политические и коммерческие инновации.
В общей сложности в НИИ AMO под руководством Колхаса сегодня работают 220 сотрудников из 35 стран мира. Рациональный мастер ко всему подходит серьезно. И свято следует традиции. Как Рембрандт в своей мастерской, Колхас имеет право на «первый мазок». Гениальный подмалевок дописывают шесть архитекторов-партнеров, которые, однако, могут предлагать и собственные проекты. Каждое предложение тщательно изучается в АМО. Умные мальчики исследуют предпосылки, историю, антропологические тенденции и социальные задачи, и только потом Рем и его команда реализуют проект. Например, палаццо Фондако деи Тедески переделывалось множество раз, и, прежде чем приступить к его реконструкции, штату Колхаса пришлось несколько лет изучать историю постройки.
Конечно, Рем Колхас привлек большое внимание, выступив в 2014 году в качестве куратора XIV Архитектурной биеннале. Мэтра много раз приглашали, он отказывался из-за невозможности подчинить своей исследовательской воле большое количество архитекторов за два года. И вот наконец согласился, ибо придумал концепцию, позволяющую заставить других двигаться в нужном ему направлении, укладываясь в срок. Он придумал трехчастную историю. В проекте «Основы» (Fundamentals) три части: Absorbing Modernity 1914–2014 («Впитывая современность»), Elements of Architecture («Элементы архитектуры») и Monditalia. Все три экспозиции проливали свет на прошлое и будущее архитектуры. Колхас говорит, что после нескольких биеннале, посвященных актуальной архитектуре, «Основы» yмеренно обращены к прошлому, конечно, с попыткой исследовать настоящее и вообразить будущее. «Впитывая современность» — приглашение ко всем странам-участницам биеннале показать XX век; то, как архитектура страны адаптировала универсальный язык дизайна.
«Переход к глобальной архитектуре — процесс более сложный, чем принято думать, потому что связан со столкновениями культур, изобретений, технологий и чего-то незначительного национального. Мы живем в очень плоском цифровом мире, в котором все доступно, но остается все меньше и меньше памяти. Мы, в некотором роде, приговорены к «постоянному настоящему». Именно поэтому мне показалось, что важно вернуться в прошлое к невероятному богатству того, что сейчас кажется банальным, — к дверям, лестницам, стенам. Хочу заявить о том, как много истории содержит наша профессия. Как много скрытых и неосознанных ожиданий до сих пор сосредоточено в архитектуре. Думаю, это история, о которой мы едва догадываемся».
Итак, почему Колхас вошел в десятку крупнейших архитекторов мира? За умение в свои 70 с небольшим думать, что лучшее все еще впереди, считывать быстро меняющийся мир и за способность идеально к нему приспосабливаться.