«У всех нас есть три жизни — но я живу уже пятую!» — заявляет Винсан Дарре. В противоположность мейнстриму, который культивирует рассудительную элегантность, дизайнер Винсан Дарре эксцентричен — обращается к юмору, театру, сказке. В октябре Дарре прилетит из Парижа в Краснодар в качестве спикера Wonderful Design Week (24–27.10.2017).
Точный возраст Дарре не оглашается: известно, что ему пятьдесят с небольшим. Аристократически стройный, подтянутый, он всегда одет, как денди, и выглядит моложаво. Винсан Дарре учился в Studio Berçot, однако много времени проводил в ночном клубе Palace, парижском аналоге Studio 54 в Нью-Йорке. Вместе с ним тусовались начинающие Аззедин Алайя и Кристиан Лубутен, а Мик Джаггер, Энди Уорхол и Роланд Барт входили в число ВИП-гостей. Дарре тех времен называл себя анархистом хорошего вкуса и прославился импровизированными костюмами из английских булавок.
В начале 80-х, благодаря заведенным в клубе связям, Дарре поступил к Иву Сен-Лорану помощником дизайнера. После работал в Montana, в Prada разрабатывал линейку прет-а-порте. В 1995 познакомился с Карлом Лагерфельдом и ушел в Chloé, а потом в Fendi, где задержался на целых 6 лет. В 2001 году стал главным дизайнером Moschino («Это было издевательство над модой, я вспоминаю то время с любовью»). В 2004 Дарре был приглашен на пост арт-директора Emanuel Ungaro — и потерпел провал: «Владельцы бренда хотели быть более коммерческими». Им не нравились сумасшествия Дарре, и после двух сезонов его уволили.
Новый путь подсказала выставка дадаистов, на которую Дарре попал в Центре Помпиду. «Увиденное напомнило мне детство. Дадаизм и сюрреализм открыли мне свободу». И он начал новую жизнь: переключился на дизайн мебели и предметов декора. В 2008 году основал студию Maison Darré и поселился на Рю дю Мон-Табор.
Премьерная коллекция мебели называлась Ossobucco и была основана на детском увлечении автора анатомией: стулья со спинками в виде ребер, столы с ножками, похожими на берцовые кости. Дарре говорит, что живо помнит своего первого клиента: «Этот очень серьезный немец, прибывший с тремя помощниками. Он сидел в инвалидном кресле и выбирал стол с «костяными» ногами».
Потом была коллекция модульной мебели под впечатлением красочных мобилей Александра Колдера, коллекция тканей для почтенного французского дома Pierre Frey, серия мебели Renaissance, рожденная воспоминаниями о поездке в Рим в детстве — любые свои впечатления Дарре трансформирует в объекты дизайна. Дарре декорировал модные ночные клубы, такие как Le Baron в Нью-Йорке, разработал многочисленные жилые интерьеры в Париже, принимал участие в реновации модного Дома Schiaparelli на площади Вандом, оформил бутик оптики Thierry Lasry. Даже попробовал себя в сценографии: в 2013 году выступил в качестве художника к фильму «Опиум», оммажу Жану Кокто на грани китча, cнятому режиссером и актрисой Ариэль Домбаль.
Яркая работа — отель Montana в Париже. «Теперь здесь люксовый отель, но раньше это был андеграундный адрес. В 1970-х тут собирались экзистенционалисты. Заказчики предоставили мне карт-бланш. У меня был образ американца в Париже, который хочет получить что-то очень парижское». Для каждого номера Дарре спроектировал особое изголовье кровати. «Ненавижу, когда кровать просто прислонена к стене. Спальня — самая важная комната в моем доме. Она же служит мне рабочим кабинетом. В постели я работаю, читаю, говорю по телефону, общаюсь в сетях с друзьями. Однажды устроил в спальне пижамную вечеринку. Она закончилась коллапсом».
О себе он пишет, что «известен работами в духе барокко и флиртует с сюрреализмом», а его место на культурной сцене находится где-то между Жаном Кокто и Сесилом Битоном. Без малого год назад Винсан Дарре заставил говорить о себе весь Париж: выставил на продажу предметы обстановки из своего личного интерьера — вплоть до подушек и подсвечников. Его вдохновил опыт Карла Лагерфельда, а также Пьера Берже, которые без сожаления расставались с вещами. «Я хотел показать все, что сделано с тех пор, как возник Maison Darré». С недавних пор декоратор осваивает новое пространство: в доме номер 13 на рю Руайяль, который построил в XVIII веке архитектор Луи Ле Телье. Основу меблировки составляют предметы из коллекции Дарре Renaissance, но также немало отменного коллекционного дизайна и винтажа. Умопомрачительный интерьер выглядит, как кабинет курьезов.