Ники де Сен-Фалль (Niki de Saint Phalle) — олицетворение эпохи диско. Модель, ставшая художником, аристократка, умевшая все делать сама, хрупкая красотка, стрелявшая из винтовки и преуспевшая в монументальной скульптуре, де Сен-Фаль (1930-2002) до сих пор вдохновляет визуалов.
Самая известная женщина в художественной среде 1960-70-х, Ники пришла в искусство по чистой случайности. Дочь французского герцога и богатой американки, она долгое время не нуждалась в деньгах. Выросла в замке, училась в частной школе, работала моделью, в восемнадцать ее портреты уже украшали обложки Vogue. Вышла замуж за молодого человека из своей среды. Но родители ее избранника, Харри Мэтьюза, протестанты, не одобрили брак с католичкой, лишив сына содержания.
«Еще в детстве я решила, что стану героем. Но кем? Жорж Санд? Жанной д’Арк? Или Наполеоном в юбке? Главное, вырасти сильной, сложной и яркой личностью».
Молодожены вынуждены были бедствовать и даже промышляли мелкими кражами: воровали еду и книги. Мэтьюз считал себя писателем, Ники решила посвятить себя театру. Они перебрались в Париж и стали вращаться в богемной среде. Когда у 20-летней Ники случился нервный срыв, а врачи поставили диагноз шизофрения, муж поместил ее в психиатрическую лечебницу, где наряду с электрошоком ей прописали арт-терапию.
Первыми работами художницы-самоучки стали экспрессивные коллажи, собранные из всего, что попадалось под руку: проволоки, опавших листьев из больничного сада. Поверх них Ники разбрызгивала краску. На смену коллажам пришла серия ассамбляжей – месиво из ножниц, растерзанных детских игрушек, мотков нитки, которые прелестная девушка… расстреливала из ружья, приглашая зрителей присоединиться к ней. К предметам, собранным в единую композицию на холсте, крепились мешочки с краской. Подбитые пулей, они лопались, краска растекалась по всему холсту. Впоследствии арт-критики назовут работы Ники одним из первых в истории искусства перформансов. Серия получила название Tirs («Тир») и принесла ей широкую известность.
Ники говорила, что ее эпоха дышит войной, агрессией и жестокостью. Она порывала с семейным очагом, символически уничтожая все, что имело отношение к быту. Выйдя из лечебницы, она в 25 лет круто изменила свою жизнь: ушла от мужа, отказалась от детей, решив, что семья и творчество несовместимы. И давала выход поселившемуся в ней ужасу. В начале 1980-х увидела свет автобиография художницы, в которой Ники описывала детство с матерью-садисткой и отцом-педофилом, надругательства и пытки брата и сестры, покончивших с собой. Ники признавалась, что искусство спасло ее от того душевного ада, в котором она жила многие годы.
Самые известные произведения де Сен-Фалль – скульптуры Nanas, наивные женские фигурки «Нана» с пышными бедрами и гипертрофированной грудью, похожие на древние тотемы. От небольших до гигантских, в летящих позах, подпрыгивающие, танцующие, раскрашенные в яркие цвета и декорированные мозаикой и зеркалами, наны есть во многих городах мира, в виде уличной скульптуры, как часть городского ландшафта, и в музейных собраниях и частных коллекциях. В переводе с французского Nanas означает пренебрежительное обращение к женщине, вроде бабенки. Ники рьяно отстаивала право женщины быть самой собой и идти по жизни наравне с мужчиной. На заре феминистского движения 1960-х ее работы попали в самую точку.
Самую большую «Нану» скульптор сделала для выставки в стокгольмском Музее современного искусства. Работа называлась Hoh и представляла собой гигантскую лежащую фигуру, внутри которой находились бар и дискотека. Чтобы попасть внутрь, нужно было пройти у «бабенки» между ног. Соавтором этой, как и многих других работ Ники того периода, выступил скульптор Жан Танги, ее единомышленник и второй муж.
Самым масштабным проектом де Сен-Фалль стал сад скульптур Таро, созданный в Тоскане. Ники воплотила в жизнь давнюю мечту о своем парке Гуэль: гигантские скульптуры декорированы мозаикой и зеркалами в духе Гауди, выкрашены разноцветными красками и вызолочены. Скульптура «Императрица» представляла собой жилое помещение. Внутри находилась студия Ники, она также жила здесь несколько лет, пока шло строительство. «Монстры» – так называли причудливые скульптуры местные жители. Действительно, несмотря на видимую жизнерадостность, они пугают, отражая силы искалеченного духа и воображения гениальной самоучки.
На создание сада ушли все деньги и здоровье Ники. Она умерла в 2002 году от легочного заболевания, вызванного вредными красителями, которые она пользовалась в процессе создания своих таких красочных объектов.