Лорд Норман Фостер (Norman Foster, р. 01.06.1935) успевает всегда и везде — баронет, лыжник, увлеченный пилот и велосипедист, отец пятерых детей, 84-летний архитектор-машина. Успевает работать над сотней проектов одновременно, управляет бюро Foster + Partners, 1200 сотрудников которого говорят на 40 языках, — идеально налаженный механизм, чей продукт моментально становится стандартом: так надо строить.
NORMAN FOSTER Закончил School of Architecture and City Planing в Университете Манчестера и Йельский университет. Ученик Р.Б. Фуллера и последователь В. Шухова, от которых воспринял остекленные своды и сетчатые диагональные металлоконструкции. Его бюро получило с 1967 года две сотни наград и выиграло полсотни конкурсов.
С 1990 года — сэр, с 1999-го — пожизненный пэр и лауреат Притцкеровской премии.
Один из примеров — эко-город Масдар, проектируемый недалеко от Абу-Даби. Низкоэтажные дома для сорока тысяч жителей, начиненные современными технологиями, построят по-арабски скученно, что позволит сохранить относительно низкие температуры во внутренних дворах. Masdar City — не социальный проект, но в качестве «идеального города» способен стать урбанизационной моделью в любой стране. С шейхами Фостер сотрудничает давно и плотно, он — автор национальных павильонов ОАЭ на межэдународных EXPO.
Фостера можно назвать рекордсменом во многих измерениях. Едва ли манчестерский мальчишка из неблагополучного рабочего района, подрабатывавший то мороженщиком, то пекарем, то вышибалой на дискотеке, мог мечтать, что станет архитектором самых больших, высоких, длинных и дорогих сооружений в мире, получит все возможные профессиональные награды, станет героем нашумевшего документального фильма How Much Does Your Building Weigh, Mr Foster? и будет автором космодромов, городских агломераций и политической фигурой мирового масштаба.
Известность пришла в 1975-м, когда здание страхового общества Willis Faber & Dumas в Ипсвиче перевернуло традиционные взгляды на офис: изогнутые стены одело сплошное затемненное стекло, в котором отразилась окружающая историческая застройка, газон на крыше начал свою работу по сохранению тепла, а бассейн разбавил рабочие будни.
Основные клиенты Фостера — люди, которые стоят у руля или, по выражению самого архитектора, «держат кнут за рукоятку». Его можно сравнить с Карлом Фридрихом Шинкелем: в XIX веке тот стал практически официальным архитектором прусской столицы, а Фостер определил картину сегодняшнего Лондона. Сейчас мало кто может представить город не только без старинного Тауэрского моста, но и без фостеровского моста Millennium, здания городской мэрии со сдвинутыми с вертикальной оси этажами, реконструированных музеев и, конечно, 180-метрового небоскреба швейцарской страховой компании Swiss Re. Это первое экологически чистое высотное здание в Британии журналисты едко сравнивали с початком, корнишоном, гильзой, шишечкой и т. п. За этот проект архитектор был удостоен премии Стерлинга.
Известен Фостер и как дизайнер. В этой роли он впервые выступил в 1988 году со столом Nomos для Tecno. Потом было сотрудничество с Thonet, Alessi, Walter Knoll, FontanaArte, Lumina, Duravit, Molteni&C, в 2005-м для Kundalini он спроектировал светильник Gherkin lamp – уменьшенный вариант «початка» Swiss Re. Не обойден вниманием и дизайн яхт...
В России звезду современной архитектуры, британца, лорда Нормана Фостера знают как автора наиболее спорных предложений. Самый широкий небоскреб в мире «Хрустальный остров» в Нагатино, 612-метровая башня «Россия», строительство в Зарядье, комплекс «Апельсин», реконструкция ГМИИ им. Пушкина в Москве и т.д. – большинство этих проектов 2000-х прекратили свое существование еще на ранних стадиях.