Фрэнк Гери не собирается на покой. Притцкеровский лауреат 1989 года Фрэнк Гери (Frank Gehry, р. 28 февраля 1929, Торонто) уже при жизни признан великим. Во всяком случае, после открытия в 1997-м Музея Гуггенхайма в Бильбао всемирной славы ему не занимать.
Несмотря на возраст, Гери, глава Gehry Partners, LLP, продолжает активно работать. Корпорация Facebook справила новоселье, переехав в новый кампус, построенный корифеем. Одноэтажное здание площадью 40 тыс. кв. метров в калифорнийском Менло-Парке «накрыто» крышей с лужайками, лавочками, деревьями и кафе. Марк Цукерберг остался очень доволен.
В Технологическом университете Сиднея открыли спроектированный Гери корпус имени д-ра Чау Чак Винга (Dr. Chau Chak Wing Building), напоминающее скомканный бумажный пакет. Это здание стоимостью в 180 млн долларов с одним из самых сложных фасадов в мире, на который пошло 320 тыс. вылепленных вручную кирпичей.
Конгресс США после долгих споров одобрил созданный Гери проект мемориала памяти президента Эйзенхауэра в Вашингоне — увы, в сильно измененной версии. Представители семьи Эйзенхауэров также наконец согласились с проектом. Америка ждет завершения строительства мемориала, которое обойдется ей в 150 млн долларов.
В Лос-Анджелесе Гери трудится над мастер-планом оживления территории вокруг одноименной городской реки, причем работает pro bono. Городские власти одобрили его проект Sunset Strip — 5 скульптурных зданий на легендарном бульваре Сансет общей площадью 31 тыс. кв.м, куда войдут квартиры, апартаменты, офисы и магазины. И наконец — светские новости: Гери спроектировал первую в своей карьере яхту.
«98 процентов зданий на земле — коробки. Мы живем в коробках, работаем в коробках, и многие этого даже не замечают», — считает архитектор. Очевидно, поэтому все здания Гери неспокойные — они развеваются на ветру, танцуют, кренятся или попросту заваливаются набок. По популярности в США Фрэнк Гери (настоящее имя Фрэнк Оуэн Голдберг) может сравниться только с Фрэнком Ллойдом Райтом.
Каждый школьник знает как минимум две его постройки — Музей Соломона Р. Гуггенхайма в Бильбао и Концертный зал Уолта Диснея (2003) в Лос-Анжелесе. Гигантские закрученные титановые листы сравнивали и с мятыми консервными банками, и с языками металлического пламени. Девелоперы во всем мире выучили как отче наш, что именно благодаря архитектурному аттракциону испанская глухомань Бильбао превратилась в туристический центр, прокачивающий толпы иностранцев. С музея в Бильбао началась эра развлекательной архитектуры 2000-х, эффектной и зрелищной, как цирк шапито.
Широкая публика приучилась запоминать имена архитекторов, а инвесторы — обращать внимание на внешний вид зданий. Интересно то, что престижную Притцкеровскую премию еще в 1989 году Гери получил до всего этого успеха, по совокупности достижений. Головокружительная карьера началась сразу после получения награды. Принято объяснять это тем, что введенное в обиход в 1990 году компьютерное моделирование облегчило инженерные расчеты, и криволинейная архитектура стала реальностью...
Путь к славе архитектора у Фрэнка Гери (настоящее имя – Эфраим Голдберг) начался... через мебель. Еще на службе в армии он обнаружил, что несколько слоев гофрированного картона обладают большой прочностью, и спроектировал картонные стулья Еasy Edges (1969–1973). Затем появилась серия Experimental Edges (1979–1982) — объемные модели c необработанными краями. И, наконец, сто двадцать прототипов понадобилось архитектору, чтобы сделать Bent Wood Furniture Collection для Knoll: четыре стула, два стола и оттоманку.
На заработанные от продажи картонной мебели деньги Гери построил в 1978 году дом для себя и своей семьи. Розовый лососевый интерьер, забор из сетки-рабицы, листы гофрированного металла, которые напоминали деконструктивистскую скульптуру Гордона Матта-Кларка. Гери и сейчас там живет. В 2012-м дом получил престижнейшую «Четвертьвековую премию» (Twenty-Five Year Award), которую Американский институт архитектуры вручает постройкам, прошедшим испытание временем и не потерявшим своей новаторской актуальности.
Больше всего он строит в США. Среди значимых проектов Музей искусств Вайсмана в Миннеаполисе (1993), Музей EMP в Сиэтле (2000), университетский корпус имени Питера Б. Льюиса (Peter B. Lewis Building, 2002) в Кливленде, павильон Джея Притцкера в Чикаго (2004), Центр здоровья мозга Лу Руво в Лас-Вегасе (2010) — все с использованием образа развевающихся и закрученных гигантских стальных лент или смятых стальных фасадов. В отличие от них фасады офиса Interactive Corporation в Нью-Йорке (2007) покрыты керамическими плитками, имитирующими надутые ветром паруса.
В начале 2011 года в Майами торжественно открылся образовательный и концертный центр ведущего оркестра США New World Symphony — геометричная конструкция из белоснежного бетона с обратной стороны оборачивается многоэтажной стеклянной стеной с гигантским проекционным экраном площадью 650 кв. метров для музыкальных трансляций. Типичное для Гери буйство смятых и закрученных объемов перенесено внутрь здания и хорошо просматривается сквозь стекло. В том же году в Нью-Йорке завершилось строительство первого в карьере Гери небоскреба — The Beekman Tower высотой 265 м. 76-этажная башня стала самым высоким жилым зданием на Манхэттене и в народе получила новое имя — New York by Gehry.
Гери — желанный гость в Европе. После Танцующего дома в Праге (1995), в Дюссельдорфе он возвел Der Neue Zollhof (1999), а в Ганновере — башню Gehry Tower и отметился невероятным атриумом в здании DZ Bank у Бранденбургских ворот в Берлине (2001). Осенью 2010 года в Vitra Design Museum, который тоже построен по его проекту в 1989-м, была открыта его персональная выставка. В числе других посетители музея увидели грандиозный макет резорта на острове Сентоза в Сингапуре — совместную работу Gehry Partners, известного архитектора Грэга Линна (Greg Lynn Form) и нью-йоркского офиса Arnell, но проект так и не был реализован.
Еще одна европейская премьера состоялась осенью 2014-го: в Булонском лесу в 16-м округе Парижа открылся Центр современного искусства фонда Louis Vuitton Foundation, построенный Гери по заказу группы LVMH. Фантастическая постройка в виде нагромождения невероятных, словно накренившихся в едином порыве листов из стекла и стали обошлась в 143 млн долларов. Внутри — 11 галерей общей площадью около 4 тыс. кв. метров и зал на 350 мест, на разноуровневых крышах — террасы, открытые для публики.
Гери часто упрекают в дороговизне его проектов и нецелесообразности слишком сложных форм, недовольные девелоперы не раз разрывали с ним контракты. Только в Нью-Йорке Гери исключили из нескольких проектов: от строительства нового здания Музея Гуггенхайма отказались, комплексом Pacific Park и театром Performing Arts Center при Всемирном торговом центре будут заниматься другие архитектурные бюро. Реализация наиболее ожидаемого проекта — Музея Гуггенхайма на острове Саадият в Абу Даби — приостановлена из-за падения цен на нефть, едва начавшись в 2011. Когда возобновится стротельство этого музейного комплекса площадью 42 тыс. кв. м и возобновится ли оно вообще — пока неизвестно.
В детстве Гери с бабушкой строил города из деревяшек и мечтал о переустройстве жизни. В его скромной семье придерживались левых взглядов, которые близки архитектору до сих пор. «Я никогда не хотел строить дома для богатых людей. Но в какой-то момент меня увлекла сама игра формы, возможность трактовать пространства. В принципе занятие архитектурой похоже на работу режиссера, снимающего фильм. Это очень увлекательно, это затягивает и дает энергию».