Скульптурно сложный «французский стиль» в целом определяют как «женский». Он источает не только чувственность, очарование и легкость, но инновационность, поиск нового формального языка. Однако тенденции «женское» и «мужское» во французской истории стилей всегда балансировали на весах моды.
По теме: Школа Паскаля Граво: как создать эмоциональный интерьер
Глава агентства Elegance Intérieurs, автор уникальной программы «Дизайн-тур» (Design Tour in Paris) для российских профи.
В вихре событий, открытий, революций в стилях, как в большом зеркале, отражались эпоха и личность правителя. Строгость стиля Людовика XVI сменяет изгибы Людовика XV, чувственность ар нуво стремительно корректируется геометрией ар деко.
Во времена Людовика XV конструкции мебели утончаются. Кресла золотят и обивают шелками, секретеры покрывают лаками. Позже, после раскопок Помпеи, декораторов вдохновляет античность. Они благоволят металлам: бронзе, золоту и стали. Знаменитый рокайльный орнамент предают забвению вместе с волютами, причудливыми переплетениями и капризными округлостями. Но для мужественности этого недостаточно. Людовик XVI — один из немногих мужчин-политиков в истории Франции, имена любовницы и любовника которого никому не известны.
Революция, затем Директория во Франции продлевают эту эпоху с ее суровой скрытностью. Наполеон и его военные кампании утверждают имперский вкус по всей Европе, моду на лавры, венки, меандры, лиры и трубы. Затем во второй половине XIX века ее сменяет реконструкция античности, Средневековья и стиля Людовика XV. Буржуазность будет опираться на историзм в бесполой атмосфере. Реакцией на индустриализацию становится утверждение стиля ар нуво, обществ искусств и ремесел, добивавшихся единства жизни и искусства.
«В каждую эпоху свое искусство, у каждого искуства своя свобода». Принимая природу в качестве эталона, ар нуво противопоставит пуританским нормам скандальную чувственность. Эротизм художники привнесут в повседневную обстановку. Их свобода будет приговорена националистическими движениями.
Ар деко вернет порядок и геометрию, которые обозначают «мужское», пусть это и не всегда приятно для нас, мужчин. В «шальных» 1920-х соотношение полов более чем неоднозначно: на волне эмансипации эмблемой становится фигура девочки-подростка, героинями — Коко Шанель, Луиз Брукс, Тамара де Лемпика.
История XX века, как вы знаете не хуже меня, богата сопоставлениями, смешениями жанров, стилей и сексуальности — Дали против Ле Корбюзье. Дали, создавая «ужасную и съедобную красоту современного стиля», утверждал ар нуво, архитектуру фантазийную и эротичную, которая ближе всего к ритму человека. У Ле Корбюзье нет терзаний двойственности, его модулор — мужского рода.
Женственные цвета — светлые, легкие, пастельные, тогда как мужские — более темные и тяжелые: натуральные, землистые. Так в интерьере, предназначенном для него и для нее, следует смешивать коричневый и розовый, голубой и серый.
Мужская мебель более функциональна, тогда как женская с ее плавными линиями более эстетична и служит украшением комнаты. Для мужских проектов выбирают тяжелые ткани, кожу, для женских — вуали, шелка, тафту. Но простого наличия женских или мужских элементов недостаточно, чтобы создать гармонию. Коды и клише стоит отвергнуть ради раскрытия личного вкуса, подобно «скрипке, которая обретает голос под тронувшим ее смычком» (Из стихотворения Лео Ферре).