О классических кодах и дизайнерском методе размышляет парижский архитектор, автор уникальной школы для российских декораторов Паскаль Граво (Pascal Gravaud).
«Французская классика — это результат долгой постоянной эволюции. Главная ее составляющая — неугасающая любовь к античности. Классическая эстетика постоянно использует ссылки на греческие и римские первоисточники, сочетая их с элементами эпохи Ренессанса. Благородные, изящные, но простые пропорции формируют симметрические композиции. Приветствуется идеальный порядок, точность исполнения, тщательно обдуманный декор.
Классицизм ведет последовательный и гармоничный диалог детали с общим ансамблем. Принципы, пересмотренные в XVII веке ради упрочения славы Людовика XIV, утвердились в большинстве стран Европы. С этого времени французская классика стала балансировать между логикой и пользой, простотой и весельем, отличаясь от итальянского маньеризма и барокко.
Коды французского классицизма — это четкая геометрия архитектурных объемов, фасадов и интерьеров. Утверждение симметрии для декоров, карнизов и молдингов. Функциональная мебель (шкафы для хранения) должна быть скрыта, декоративные предметы (например, консоли), наоборот, выделены. При точности и ясности конструкции на передний план выходит рафинированное качество деталей. В их создании принимают участие мастера различных профессий: краснодеревщики, бронзовщики, обойщики, драпировщики...
Как и в живописи, освещение должно быть живым, поскольку классицизм стремится к чистому идеалу. Каждый мотив имеет свой определенный оттенок, находясь в гармонии с соседним. Жесткие контрасты исключаются. Конечно, архитекторы всегда стараются преодолеть классические правила, привлекая личное восприятие и чувство времени. Версаль, признанный золотым стандартом классической архитектуры, в свое время был весьма авангардным проектом, утвердив плоские крыши взамен покатых.
Какие методы используют дизайнеры для того, чтобы эффектно варьировать классические коды? Прежде всего, играют с масштабом элемента или его части, заменяют оригинальный материал на современный, выбирают нетривиальные сочетания покрытий, тканей, драпировок (например, в шторах, сочетая полоску и дамаст), модернизируют аксессуары.
Знание правил позволяет придумывать новые слова. Как это с успехом делали Коко Шанель и Андре Путман — прекрасный пример того, как безупречный личный вкус становится классикой».