Фрэнсис Султана (Francis Sultana) в моде. Интерьер от этого декоратора — своеобразный маст-хэв в сообществе миллионеров; по оценкам специалистов, цена его проектов начинается с 500 тыс. фунтов стерлингов. Не менее, чем автор интерьеров, он знаменит в качестве дизайнера (известные коллекции — Homage to the Art Deco, Munira, Celia). Проектирует мебель, даже при беглом взгляде на которую становится очевидно: эти вещи стоят дорого.
Фрэнсис родился и вырос на острове Гозо, который входит в состав Мальты. Он вспоминает, как совсем крохой сидя на полу любил перерисовывать планы домов из интерьерных журналов. А в пять уже заказал в библиотеке альбом Фрэнка Ллойда Райта. Сегодня Султана живет в Лондоне, оформляет резиденции, бутики фэшн-марок, управляет благотворительными балами Arts Ball, арт-директорствует в дизайн-галереях David Gill (их директор Дэвид Гилл — его партнер по бизнесу и жизни). Работает по самым дорогим адресам. Представляем два проекта мэтра — в Лондоне и Нью-Йорке. А также его рассказ о своем кредо и предпочтениях.
«Роскошь сегодня — это высочайшее качество в сочетании с интеллектом и проявлением индивидуальности. Поэтому в интерьере столь велика роль искусства и галерейного дизайна. Их назначение — побудить вас к самовыражению, показать свой вкус и движение мысли. Нередко я выступаю в роли наставника: например, убеждаю своих клиентов в прелести необарокко и склоняю приобрести кресло от Маттиа Бонетти. А в другом проекте — рекомендую заказать деконструктивистский шкафчик у Захи Хадид.
Признаюсь, я не в восторге от гнутой фанеры. Предпочитаю ценные породы древесины, пергамен, кожу, бронзу. Хотя в данный момент отмечаю у себя тягу к «бедным» фактурам, например тканям из африканской рафии. Еще мне нравятся звериные принты, но только не в натуральных, а в привнесенных цветах. Например, «тигр» и «леопард» в изумрудном или алом. В моих интерьерах всегда много белого цвета, но еще больше я люблю серый. Один из проектов я так и назвал: «50 оттенков серого». Меня радует, что люди постепенно отходят от размытого бежевого — скучнее него ничего и представить нельзя.
Интерьер должен быть сложным и одновременно уютным — комфортным для жизни. При всем том, что я делаю статусные проекты, много внимания уделяю практическим компонентам. Например, системам хранения. Заказчики обычно забывают о таких «мелочах», приходится напоминать.
Талант для декоратора важнее приобретенного образования. Если мы вглядимся в историю профессии, то увидим, что лучшие авторы интерьеров никогда не обучались специально, зато обладали неповторимым почерком и мощной креативной силой».
«Роскошь — это высочайшее качество в сочетании с интеллектом и проявлением индивидуальности».
Свой первый проект в Нью-Йорке Фрэнсис Султана оформил в районе Нохо (название представляет собой аббревиатуру от North of Houston, то есть «к северу от улицы Хаустон»). Нохо известен своей тишиной, многомиллионными лофтами, а также зданием, построенным швейцарским дуэтом Herzog & de Meuron на Бондстрит — именно в нем располагаются трехуровненвые апартаменты, к которым приложил руку и голову Султана. Постройка причудлива: четкая разлиновка фасада сочетается с витиеватой решеткой в духе Гауди в основании. Схожая двойственность присутствует и в интерьере: Султана соединил четкую геометрию с вычурными линиями. «Эти апартаменты являются для меня олицетворением Нью-Йорка: тщательно отредактированная смесь контрастов».
Заказчики — большие ценители галерейного дизайна и арта, неудивительно, что они обратились к единомышленнику Султане. Каждый предмет был придирчиво отобран декоратором в галереях Европы и Америки, некоторые заказаны известнейшим авторам, таким как Маттиа Бонетти или Уго Рондиноне. В результате в интерьере сложилась уникальная коллекция, которая привела к сотрудничеству с аукционным домом Christie’s. Аналогичные предметы, в общей сложности 23 лота, были проданы на специальных торгах. Самая дорогая вещь — комод Kawakubo, работа Элизабет Гаруст и Маттиа Бонетти 1994 года (эстимейт 70–100 тыс. долл.)
Яркая особенность апартаментов в Нью-Йорке — внутренний двор. Автор проекта максимально раскрыл интерьер в его сторону: сквозь стеклянные раздвижные перегородки открывается вид на зеленую лужайку, настоящее чудо в закамененном мегаполисе.
Еще один интересный проект декоратора располагается в Белгравии — самом престижном районе викторианского Лондона. Домами здесь с XVII века владеет семья Гровеноров, герцогов Вест-минстерских. Таунхаус, который Фрэнсис Султана оформлял для заказчика-коллекционера, неплохо сохранил атрибуты старины: мраморную лестницу с бронзовой решеткой, камины, деревянные двери и лепные карнизы. Декоратор отдал предпочтение белому цвету для стен, что сделало интерьер свежее и современнее. Не пожалел богатых отделок, например листового серебра. Мебель выбрал достаточно лаконичных форм, есть даже модернистская классика XX века. Султана знает: контрастные оболочка и наполнение подчеркивают значимость друг друга.