Сабин Марселиз (Sabine Marcelis) — голландка французского происхождения — одна из самых перспективных и оригинальных проектировщиков, чьи объекты знатоки ждут, как хорошие театральные постановки.
По теме: Голландский дизайн и его 10 ньюсмейкеров
Ей чуть больше тридцати, живет в Роттердаме, выпускница Эйндховенской академии дизайна. Папа — инженер, мама — логопед. Сама Сабин и две ее сестры выучились и стали дизайнерами. Папа, по словам Марселиз, был настоящей ходячей энциклопедией, учил их обращаться с техникой и поощрял дочерей к ручному труду, конструированию и любой творческой деятельности. Например, сестры не дарили друг другу купленных подарков, а мастерили что-то вместе с родителями. Папа рассказывал, как что устроено и как что работает.
Первые два года университетской учебы Марселиз провела в Архитектурной школе при Университете Виктории в Веллингтоне, потом перевелась и доучивалась в Эйндховене. В Эйндховенской Академии дизайна главными учителями были сокурсники — одаренные, неординарные и изобретательные. Таким образом, у Сабин оказалась и отличная инженерная выучка, и раскрепощенное сознание, которым так гордится эйндховенское учебное заведение.
Среди профессионалов, которые оказали на нее влияние, Сабин называет датского художника FOS (Томаса Полсена). Именно он сориентировал ее в первые годы после окончания учебы. Марселиз прославилась как дизайнер, проектирующий свет. Она не раз говорила, что больше всего ее увлекают оптические иллюзии, например, цветные подсвеченные пространства, как в инсталляциях Джеймса Таррелла.
Ее хвалят за умение пользоваться современными технологиями, которые именно в этой области развиваются особенно быстро. Она использует эффекты диффузии и затемнения. Много экспериментирует с неоном, подчеркивая его яркий слепящий свет и способность неоновых трубок принимать разные формы.
Ее фирменный навык — оригинальное сочетание материалов и светящихся элементов. «Окончательный вид и форма каждого предмета действительно определяются эффектом, который я хочу получить, или тем, что подсказывает сам материал», — говорит дизайнер.
«Мои светильники в итоге получаются функционально декоративными и требуют взаимодействия с пространством и пользователем». В ее портфолио есть настоящие удачи: коллекция светильников Dawn, большие светящиеся зеркала из коллекции Seeing Glass, глянцевые, как молочные ириски, столики Candy Cubes. В прошлом году в Милане она заявила о себе, сделав эффектный светильник, в котором неон сочетался с куском натурального мрамора.
Глаз Сабин Марселиз настроен на тонкую работу. Ей нравится наблюдать поверхности и игру света. Ей нравятся стекло и смола, материалы, которые возникают в жидкой форме, а затем становятся твердыми, но всегда сохраняют память об этой изначальной текучести. «Это сырье, которое вы можете контролировать, играя на блеске или матовости фактуры. Как правило, меня привлекают материалы, в которых есть категория «было-стало», изменение, трансформация. Это позволяет подчеркнуть естественную жизнь объекта».
Одним из дипломных проектов Сабин Марселиз была сетка со стеклом, которое может быть прозрачным или непрозрачным в зависимости от времени суток. Эта сетка продемонстрировала, что объект пусть и не кинетический, но постоянно находится в движении. Человеку просто нужно наблюдать, как он реагирует на окружающее пространство и на естественный или искусственный свет. Ее авторские предметы и коллекции продают пять европейских галерей: копенгагенская Etage Projects, парижская Gallery Bensimon, лондонская Mint Gallery, барселонская Side Gallery и брюссельская Victor Hunt Gallery.
Cреди компаний, с которыми в разное время сотрудничала Сабин Марселиз, — много именитых брендов: Aesop, Céline, Repossi, Isabel Marant, Eastpak, Rabobank, FOS, Wali Mohammed Barrech и другие. Удачными совместными работами сама Марселиз считает проекты, сделанные вместе с Брит ван Нервен, Максом Липси и детищем Рема Колхаса OMA (Office for Metropolitain Architecture).