Архитектор Джоанна Гравундер (Johanna Grawunder) преуспела в интерьерах и в предметном дизайне, но особенно ее прославила мастерская работа со светом. В марте 2018 года ее назвали дизайнером года на выставке Collective Design в Нью-Йорке.
Cвоим главным учителем она считает Этторе Соттсасса. Масштабные световые инсталляции Джоанны можно видеть в Chanel Goldbar в Мадриде (автор интерьеров — Питер Марино), во дворе Женевского университета, на фасаде бутика Fendi в Майами.
Джоанна Гравундер родилась в 1961 году в Калифорнии. Училась в Государственном Калифорнийском политехническом университете, в 1984 году получила диплом архитектора. Сразу после учебы она начала трудиться в компании Sottsass Associati. Там за шестнадцать лет с 1985 по 2001 она из первых рук получила бесценный опыт, связи и навыки проектировния, которыми к середине 80-х обладал культовый дизайнер Этторе Соттсасс.
Сначала она занималась архитектурой и интерьерами, потом — проектированием предметов. В 2001 году Джоанна почувствовала, что может пускаться в самостоятельное плавание и открыла собственную студию.
Уже в 8 лет Джоанна Гравундер точно знала, что хочет быть архитектором. Интерес к дизайну пришел позже, когда она поняла, что проектируя вещи поменьше размером, чем дома, можно быстрее реализовать свои идеи.
Дизайн стал для нее поиском своего голоса в более удобном масштабе. Потом она заметила, что то и дело получает заказы на проектирование светильников. В общем, дизайн был быстрее, дешевле и давал возможность сотрудничества с людьми поприятнее.
Гравундер считает, что светильники, спроектированные людьми — душа дизайна ХХ-ХХI веков. Без хорошего света нам пришлось бы ложиться спать значительно раньше, чем мы сейчас можем это позволить. Современный свет дает возможность получить интересные феномены и подарить людям необычный опыт. Гравундер настаивает на том, что очень важно использовать искусственный свет во благо, а не во вред.
Среди предшественников, повлиявших на ее стиль и эстетику, Гравундер называет Ле Корбюзье, конечно, Соттсасса, Ротко, Джадда, Нейтру, Таррелла, Принса, Баррагана, Майлза. Последнее время она интересовалась творчеством американского вибрафониста Бобби Хатчерсона.
«Важных для меня художников много, но ценным является именно микс, коллаж приемов и пластических идей, которые я могу почерпнуть у них всех вместе взятых», — говорит Гравундер.
Ее основная деятельность — проектирование для разнообразных компаний. На ее счету 19 светильников, существующих в единственном экземпляре, 26 световых инсталляций, 12 архитектурно-интерьерных реализованных проектов и 11 коллекций и объектов, сделанных для известных фабрик.
Гравундер принадлежит к дизайнерам, которые умеют сделать и серию, и ограниченный тираж, и уникат. «Конечно, серийное производство диктует некоторые правила проектирования, кроме того, промышленное производство априори подразумевает, что вещь должна понравиться большому количеству людей. Уникаты и малотиражные вещи могут быть более концептуальными, провокационными или особенными. Конечно, эти вещи могут закончить свой путь на складах, оказаться невостребованными, но в них может воплотиться оригинальная художественная идея».
Джоанна Гравундер влюблена в Милан. Ей нравится высокая концентрация людей, увлеченных дизайном, искусством, модой. «Здесь воздух полон идеями, все что-то предлагают, ищут, думают, экспериментируют». Тут все заражены энтузиазмом, который подталкивает людей придумывать и производить вещи. Поэтому, приезжая в Америку, Гравундер постоянно ищет повод снова вернуться в Милан.