Дизайнер, художник, коммунист, старожил и фундаментальная фигура послевоенного итальянского дизайна. Лучше всего об Энцо Мари (р. 1932) сказал дизайнер Джаспер Моррисон:
«Многие из работ Мари — шедевры. Редкие комбинации интеллектуальных головоломок и прекрасных линий. Большинство дизайнеров, которые анализируют проблемы в той степени, в которой это делает он, заканчиваются довольно сухими, систематизированными решениями. Его работы — оригинальны и бескомпромиссны, с каким-то поэтическим, героическим и человеческим прикосновением».
За долгие годы работы промышленный дизайнер Энцо Мари успел поработать более чем над 2000 проектами и завоевать славу самого провокационного дизайнера Италии. Несмотря на огромный потенциал и выдающийся талант, он никогда не гнался за коммерческим успехом, отдавая предпочтение поиску качества и функциональности. Его работы пронизаны антикорпоративным духом и интеллектуальной дисциплиной.
Энцо Мари родился в Новаре, но провел детство и обучался в Милане. Даже окончив академию Брера в 1956 году, он всегда продолжал досконально изучать теоретическую сторону вопроса. Этот человек один из немногих заботился о том, чтобы наряду с уникальным дизайном создавать практичные вещи, которые действительно удобно использовать в быту.
Мари стал практикующим дизайнером в 1957 году, начав сотрудничество с компанией Danese. Его первыми работами оказались деревянные игрушки, но уже спустя пару лет он начал экспериментировать с пластмассой. Так появились знаменитые вазы Pago Pago и вазы в форме традиционной итальянской пасты — Tortiglione.
Лишь в 70-х годах мастер взялся за дизайн мебели и спроектировал легендарные стулья SofSof и Box. Чуть позже Мари разработал модернистский стул Tonietta.
В 1974 году Энцо Мари выпустил книгу Autoprogettazione из серии «сделай сам» (DIY). В ней содержатся инструкции по созданию различных предметов мебели, а вместе с книгой предлагалось приобрести набор предварительно разрезанных сосновых досок и гвоздей. Именно эту демократичную коллекцию в 2007 году воссоздали и выставили на торги Al Dente! Design, Italian way of life специалисты парижского аукционного дома Artcurial.
Энцо Мари черпал вдохновение в идеализме движения «Искусств и Ремесел», отдавал предпочтение простым формам и традиционному мастерству. Скептически относился к промышленному и капиталистическому.
Немногие современники Мари признавали, что разделяют коммунистические взгляды. Но дизайнера мало волновало общественное мнение и коммерческий успех собственной деятельности, он никогда не стеснялся своих политических убеждений.
В 1960-х годах была опубликована серия книг Энцо Мари, где полностью отсутствуют тексты, есть лишь изображения. Пожалуй, самой знаменитой и любимой многими поколениями молодых итальянцев стала книга «Яблоко и бабочка».
Мари знает теорию дизайна, стремясь как можно более точно и парадоксально вербализировать свои идеи. Он — преподаватель во многих учебных заведениях, в том числе в университете Пармы, Академии Каррары, Миланском политехе, а также в университетах Флоренции, Берлина и Вены.
Работы Энцо Мари многократно выставлялись в нью-йоркском Музее современного искусства (MoMA). Не каждый дизайнер удостаивается такой чести, но учитывая жизненную позицию бескорыстного итальянца, возможно, он об этом и не догадывается. Несмотря на нонконформизм и крутой характер, Энцо Мари стал обладателем примерно 50 престижных премий для дизайнеров и архитекторов, включая Compasso d'Oro.