Formafantasma о миссии дизайнера

Formafantasma о миссии дизайнера

3 апреля 2018 г.

Итальянцы Андреа Тримарки и Симоне Фаррезин, Formafantasma, умеют бороться со стереотипами и клише. Они поделились своими взглядами на миссию профессионалов с журналом ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН.

Дуэт Formafantasma — Андреа Тримарки и Симоне Фаррезин — сделали ряд удачных, оригинальных проектов, благодаря которым прочно вошли в авангард современного дизайна. Им удалось радикально обновить отношение к материалам, они часто погружаются в исследования традиционных культур, предлагают ироничный и критический взгляд на охватившую дизайнерский мир идею устойчивого развития. Еще десять лет назад они почувствовали, как важно наводить мосты между промыслами и промышленностью. В разное время работали для Droog, Fendi, лондонской Gallery Libby Sellers, Hermès и Lexus. Дизайнеры подчеркивают, что в прошлом у них разные личные истории. Но настоящее точно общее.

Magnifier (англ. «лупа») — лаконичный светильник, спроектированный дизайн-дуэтом Formafantasma для римской галереи Giustini / Stagetti.

Сегодня индивидуализация  продуктов — эксклюзивная услуга, завтра она будет доступна всем.

МИССИЯ ДИЗАЙНЕРА Чаще всего мы думаем о новых предметах, оценивая их способность рассказать какую-то человеческую историю. Их смыcл не в функциональности, не в эффектном или неординарном сочетании материалов, каждая коллекция — сюжет. Для нас дизайн — дисциплина, которая помогает критически смотреть, сомневаться, переоценивать социальные, культурные и даже политические события. Но у нас есть правило, каждый проект начинается с наших личных наблюдений, увлечений. Нельзя взять абстрактную идею и превратить ее в вещи. Нужен импульс. Мы трансформируем интимные переживания в более общие понятия, а потом превращаем их в материальные объекты. Мы начинаем с концепции, потом создаем архив изображений и текстов, которые помогают донести наши идеи. Каждый проект сопровождается вербальной и визуальной коммуникацией. Примерно так можно описать наш метод проектирования. Занимаясь дизайном, мы работаем, как мощные фильтры, через нас проходит масса визуальной, тактильной и невербальной информации. Любой проект — результат этой дистилляции. Мы всегда рационально понимаем, с чего мы начинам работу, но в какой точке и с каким результатом она будет завершена, никогда неизвестно. В этом есть особый драйв проектирования.

Проект Craftica для Fendi, 2012.

Дизайн помогает смотреть на мир критически, думать, сомневаться и переоценивать привычное.

ЦИФРА МЕНЯЕТ МИР Один из важнейших трендов в нашей области —  цифровые технологии. Сегодня новые платформы дают возможность молодым дизайнерам заявить о своем проекте, минуя профессиональную прессу или цеховые мероприятия вроде выставок. В ближайшем будущем мы увидим, что связь дизайнера с пользователем будет становиться все более непосредственной. Люди напрямую смогут обращаться к дизайнеру, как к врачу, за решением своих конкретных проблем. И неважно, что именно им понадобится — мебель, детские игрушки или новый вид транспорта. Сегодня индивидуализация продуктов — эксклюзивная услуга, завтра она будет доступна всем.

Стол Domus, Delta, Giustini–Stagetti. Galleria O. Roma, 2016.

ПОРОЗНЬ И ВМЕСТЕ «Мне нравилось проектировать и что-то придумывать с самого детства, — говорит Симоне. — В 16 лет я постоянно что-то рисовал и конструировал. Над кроватью у меня висели не рок-группа и не футбольный кумир, а постер выставки Энцо Мари Il Lavoro al centro». «С раннего возраста меня интересовало устройство вещей, — говорит Андреа. — Во Флоренции я учился на архитектора, но довольно быстро понял, что меня интересует проектирование вещей меньшего масштаба. Как-то интуитивно мы пришли к решению объединить усилия. Это произошло как-то само собой. Мы оба получили бакалавриат во Флоренции, у нас были общая страсть и желание делать что-то более артистичное, чем серийная мебель. Мы подали заявку на учебу в магистратуре Академии дизайна в Эйндховене, причем именно как дуэт, вместе. Это был первый случай в истории, и декан отделения Гийс Баккер оказался понимающим, открытым, он пошел на риск, понимая, что именно вдвоем мы сможем делать что-то стоящее. Ну и в качестве диплома мы представили совместный проект. Процесс происходит очень естественно, мы понимаем друг друга с полуслова, наши диалоги полны абстрактных и неопределенных описаний, но нам переводчик не нужен, мы можем что-то жарко обсуждать, но непонимания нет никогда. Работа в паре дает видеть творческий процесс более объективно. И подправлять что-то в нужный момент. У одного человека может быть застой энергии, вдвоем мы подталкиваем друг друга».

Светильник Blush, Flos. 2017. Диз. Formafantasma.

Люди напрямую смогут обращаться к дизайнеру, как к врачу, за решением своих конкретных проблем.

ВИДЕТЬ АЛЬТЕРНАТИВУ Приступая к обдумыванию новой коллекции, мы тщательно исследуем технологические и образотворческие возможности материала. Наш первый шаг всегда — разобраться в существующих стереотипах и клише. Зачастую мы предоставляем клиентам не окончательные решения задач, мы формулируем новые вопросы и даем видение альтернатив. Так, например, было с проектом Botanica (по заказу фонда PLART). Мы исследовали полимеры поcтиндустриальных эпох и превратили их в коллекцию сделанных вручную ваз. Пластмассы по привычке считаются современными материалами или уж точно материалами ХХ века, а мы обнаружили гораздо более раннюю историю полимеров. Пластик всегда ценился за легкость и идеальную гладкость, которые дает промышленное литье. Мы же, напротив, формируем его руками. Эволюция сделала выбор в пользу бензиновых полимеров, мы же возвращаем в поле зрения дизайнеров органические и небензиновые полимеры.

Керамическая плитка, Cedit. 2017. Диз. Formafantasma.

INSTAGRAM READY Инстаграм полностью изменил жизнь. Мы проверяем по аккаунтам все — от еды, которую собираемся купить, и гостиницы, где планируем остановиться, до людей, в которых вот-вот влюбимся или подумываем о том, чтобы с ними переспать. Именно поэтому вещи будут становиться все более тактильными и чувственными, именно разнообразие тактильных ощущений должно уравновесить наш перекос в сторону цифровой реальности. Что мы противопоставим? Сейчас мы работаем над новой коллекцией светильников для Flos, делаем предметы мебели для нескольких фабрик и продолжаем проект Ore Streams.

Диван Safari, Archizoom Associati, 1968.


ГУРУ И КУМИРЫ Нам важно иметь «под рукой» всю историю дизайна. В зависимости от конкретной задачи мы можем вспоминать творчество самых разных проектировщиков. Но в последнее время мы много смотрим мастеров итальянского радикального дизайна. Они могли абстрагироваться от функциональности и расширить наши горизонты. Нам сегодня интересно смотреть на эксперименты Superstudio и Archizoom 1960–1970-х
годов. В них до сих пор пульсируют молодая энергия, жажда свободы и дух новаторства. Есть несколько интерьеров, которые мы считаем настоящими произведениями искусства, — это миланская вилла Некки — шедевр Пьеро Порталуппи, отель Parco dei Principi — Джо Понти — и пристройка Музея искусства Базель — работа Christ & Gantenbein. 

«РАССКАЗ СЛУЖАНКИ» И ПЕРУАНСКОЕ СЕВИЧЕ Наш день выглядит так: мы просыпаемся, завтракаем и идем на 45-минутную прогулку. Потом начинаем работать: обсуждаем дела между собой и с нашим ассистентом Даньеле. На организационные дела уходит больше времени, чем на творчество. Нам надо вникать во все подробности проектов, над которыми идет работа в студии. Обед, как правило, мы готовим сами для всей команды. Обед у нас в студии — время, когда мы можем спокойно обо всем поговорить и обсудить жизнь за пределами дизайна. После работы мы идем в спортзал. Вечером читаем или смотрим телевизор — cейчас наш фаворит американский телесериал «Рассказ служанки». Нам нравятся политические аллюзии в сюжете. Ночью не работаем никогда. Вообще, наши вкусы меняются. Сегодня наш любимый город — Милан, наш любимый художник Пьер Юиг, мы слушаем Fever Ray, в нашем гастрономическом списке лидирует севиче — перуанское блюдо из морепродуктов. Мы любим готовить, еда — наше увлечение. Любимый напиток — вода. Кроме того, с удовольствием собираем винтажные вещи, характерные для особых мест. Но все может измениться, мы не держимся за свои пристрастия.