Выставка гениальной Айрис ван Херпен проходит в Атланте. Ретроспектива Transforming Fashion («Меняя моду») в High Museum of Art's показывает портфолио одного из самых оригинальных дизайнеров современности: 45 невероятных нарядов из 15 коллекций с 2008 по 2015 год.
Девушка из голландской провинции в начале 2010-х cтала мировой знаменитостью. Теперь имя Iris van Herpen звучит также громко, как имена ее учителей Виктора Хорстинга, Рольфа Снорена и Александра МакКуина.
Айрис ван Херпен (р. 5 июня 1984 г.) изучала дизайн в институте искусств ArtEZ в Арнхеме, после стажировалась в студии МакКуина в Лондоне, у Victor&Rolf в Париже и Клоди Йонгстра в Амстердаме. Бренд Iris van Herpen дебютировал в 2007 году с головокружительной коллекцией Fragile Futurity, размышлениями о будущем в мире космических достижений.
Айрис ван Херпен делает то, что делают лучшие дизайнеры мебельного люкса: она выступает за взаимосвязь ремесленного мастерства и компьютера. Современный взгляд на Haute Couture, который основывается и на ручной работе, и на цифровой технологии. Произведения Ван Херпен больше чем мода. Она шьет платья из латекса, плексигласа, углеволокна и полиэтилентерефталата. Обувь — из яшмы и агата, спаянных стеклопластиком... Формы ее платьев — результат погружения в строение живых клеток и микроорганизмов. Источники вдохновения: большой адронный колайдер, современная архитектура Амстердама, катушки Тесла и т.д.
«Для меня мода является выражением искусства, которое очень близко связано со мной и моим телом. Я вижу в ней выражение моей идентичности в сочетании с настроением и культурой. Всей своей работой я даю понять, что мода — это художественный акт, а не только функциональный, бессодержательный или коммерческий инструмент. Ношение одежды — захватывающий момент самовыражения. «Форма следует за функцией» — не мой лозунг. Наоборот, я считаю, что формы дополняют и меняют тело и, таким образом, эмоции».
Междисциплинарный метод транслируют сегодня дизайнеры разных направлений и интересов. Арик Леви дополняет промдизайн скульптурой, Рольф Закс — фотографией и медициной, Токуджин Йошиока — кристаллографией, Майкл Янг — фрактальной геометрией. Фэшн-дизайнер Рик Оуэнс создает «дикие» диваны и кровати из каменного дерева, а Мэттью Уильямсон — райские сады на обоях. Но феномен Айрис ван Херпен другого плана, он выходит за рамки отдельных экспериментов. Айрис в постоянной готовности исследовать новые материалы, быстро брать на вооружение самые передовые опыты и всегда действовать, балансируя на грани науки, философии, архитектуры. Ее авангард драматичен, сексуален и полон эмоций.
Пять хитов американской выставки Transforming Fashion:
1. Chemical Crows («Химические вороны»). Три платья из коллекции 2008 года. 700 спиц из детских зонтиков cоединены в конструкции, напоминающие золотые птичьи крылья, колышащиеся при движении.
2. Crystallization («Кристаллизация»). Наряд появился благодаря бюро Benthem Crouwel Architekten, которые построили новое крыло Stedelijk Museum в Амстердаме. В народе его прозвали «ванна». Коллекцию Айрис решила посвятить разным состояниям воды, а также превращению хаоса (воды) в кристаллическую структуру. После тестирования около 40 различных материалов, Айрис остановилась на полиэтилентерефталате (ПЭТ), податливом пластике, обычно используемом для изготовления пластиковых бутылок. Платья этой коллекции — застывший всплеск воды, окутывающий фигуру прозрачным флером.
3. Capriole («Каприоль»). Коллекция, с которой Айрис ван Херпен дебютировала в Париже в качестве приглашенного члена Синдиката высокой моды. Свое французское название 5 нарядов получили в честь конноспортивного термина, означающего «прыжок в воздухе». Дизайнер стремилась передать ощущения свободного падения перед и во время прыжка с парашютом. «Платье-скелет» издано при помощи 3D- принтинга в сотрудничестве с бельгийским дизайнером и архитектором Исайей Блоком, который специализируется на 3D-конструкциях. Ван Херпен достигла сложного скульптурного качества платья благодаря технологии селективного лазерного спекания (SLS). Этот метод придает конструкции гибкость и прочность.
4. Hybrid Holism. Платье сложных медовых оттенков вдохновлено изображением фрактала (геометрической формы, состоящей из частей, каждая из которых является уменьшенной копией целого) из старинной голландской книги. Ван Херпен сотрудничала с австрийским архитектором Юлией Кернер для того, чтобы добиться детального повторения рисунка. Бельгийская фирма 3D-печати Materialise напечатала платье с помощью стереолитографии. Этот процесс создает объект срез за срезом, снизу вверх, в сосуде из полупрозрачного полимера, который затвердевает при контакте с лазером.
5. Voltage («Напряжение»). Айрис ван Херпен исследует электричество тела. В основе коллекции — работа новозеландского экспериментатора Карлоса Ван Кэмпа, который проводил опыты с чрезвычайно высоким напряжением (катушками Тесла). Ван Херпен стремится передать ощущение завораживающей красоты и смертельной опасности, непредсказуемое движение и преобразующую силу электричества.
Параллельно с ретроспективой Iris van Herpen в США, в бостонском музее Museum of Fine Arts проходит не менее увлекательная выставка #techstyle, которая маркирует все тот же мировой тренд: новый термин и новая отрасль Smart fashion будет определять лицо фэшниндустрии в самом ближайшем будущем.
Выставка Transforming Fashion в High Museum of Art's в Атланте завершится 15 мая 2016 года и продолжит турне по Северной Америке. Ретроспектива организована совместно с Groninger Museum (Нидерланды).