
Один из крупнейших итальянских архитекторов 20 века строил всё: от электростанций и небоскрёбов до музеев, модных офисов и частных вилл. Многие из них находится в родном городе архитектора, миланца по духу и рождению. Многое сохранилось и доступно публике.

Пьеро Порталуппи (Piero Portaluppi) родился в семье инженера и получил прекрасное образование, включая Миланский Политех. Золотая медаль и связи отца обеспечили талантливого юношу первыми заказами. Портфолио Порталуппи, больше известного своими частными проектами, открывалось промышленной архитектурой: в начале 1920-х он построил несколько элекстростанций. Техническое назначение объектов не помешало будущему неоклассику сделать их в виде палладианских дворцов, где вся инженерная начинка была спрятана за фасадами, выполненными по всем канонам Золотого сечения.


Впоследствии архитектор жонглировал стилями. Эстетика Порталуппи – это стильная эклектика. Архитектору нравилась не только неоклассика, но и Ренессанс, даже готика, ар-нуво и ар-деко. Образ постройки для Порталуппи всегда определяло её назначение и бюджет заказчиков. Обширное портфолио архитектора, творившего до конца 1960-х (скончался в 1967 году) включает крупные градостроительные проекты, например, площадь Дуомо, которая обрела благодаря ему свой нынешний облик с характерной орнаментальной выкладкой брусчатки. Это заводы и офисные здания (в частности, модернистская миланская штаб-квартира страховщиков RAS, в соавторстве с другим культовым итальянским архитектором Джо Понти), а также миланский Планетарий и две реконструкции Пинакотеки Брера, после Первой и после Второй мировых войн.

Из таких крупных проектов, пожалуй, один из самых показательных – павильон Италии на Всемирной выставке 1929 года в Барселоне, эклектичная зарисовка в классическом духе: аркады и ростральные колонны, фонтаны и статуи в стиле античных божеств и римских императоров.

Однако, две самых известных постройки архитектора, которыми он вписал свое имя в историю, – это частное жильё. Это дворец Ателлани и вилла Некки, обе сегодня можно посетить. Ренессансный дворец для оруженосца Сфорца Ателлани архитектор перестроил для семьи своего тестя и давнего заказчика, промышленника Этторе Конти. Порталуппи поменял планировку, объединив два соседних здания и начинив интерьер всем необходимым для жизни, а вот образную составляющую постарался сохранить – включая расчищенные фрески 15 века. Архитектор женился на приемной дочери Конти, и получил с семьёй квартиру в особняке тестя. Сегодня эта часть дома и мастерская Порталуппи принадлежат семье его внука, и в дни миланской Недели дизайна их отрывают для публики.

Интерьеры, в которых архитектор прожил до самой смерти сохранились, и здесь хорошо читается его почерк. Мозаичные полы дополняются расписанными на манер 18 века стенами. Посетитель как будто оказывается внутри садовой беседки. Лестница – в красном мраморе, камин необычной семигранной формы – в зеленом. И всё это наполнено причудливой смесью антиквариата и собственного дизайна Порталуппи, жонглирующего стилями. Интерьер, как нельзя лучше отражающий стиль архитектора.

Вилла Некки-Кампильо – вершина творчества архитектора. Заказчики, миланский клан металлургов, ни в чём не ограничивали Порталуппи, так что он смог реализовать все замыслы. 18 миллионов бюджета пошли на лифты для подачи блюд, встроенное отопление, раздвижные перегородки для зонирования общественных зон и первый в Милане частный бассейн с подогревом. А также на великолепную отделку в стиле ар-деко и обстановку, выполненную по эскизам Порталуппи.

Полы из навощенного дерева выкладывались по сложной геометрии. Дверные порталы обрамлялись редкими сортами мрамора. Окна самых разных форм, включая, например, окно в виде звезды, наполняли интерьеры естественным светом и зеленью сада. Парадную лестницу обшили деревянными панелями с красивой текстурой. Мебель – из ценных пород дерева, с классическими реминисценциями.



Лучше всего сохранилась обстановка террасы-оранжереи, выходящей в сад. Обшитые металлом двери вели в просторное помещение с панорамными окнами и полами в разбивке мраморными ромбами, а также фигурным диваном в зелёном бархате и столиками из лазурита.



В предвоенные годы Порталуппи строил для Италии Муссолини. В частности, его перу принадлежит штаб-квартира фашисткой партии на площади Сан-Сеполькро и дворец Аренгарио у Дуомо. И хотя он вскоре розошёлся с режимом, первые годы оппортунизма ему впоследствии не простили.


После войны он уже не играл той роли, что в 1930-х, и ушёл в основном в преподавание. Так, он многие годы был деканом архитектурного факультета миланского Политеха, который когда-то закончил, и возглавлял итальянский Союз архитекторов. Крупные градостроительные заказы вроде Музея науки и технологий Леонардо да Винчи в здании бенедиктинского монастыря по-прежнему дополнялись частными (многое – в соавторстве с молодым архитектором Гуальтьеро Гальманини), но славу первых лет карьеры ему вернуть уже не удалось.


Имя Порталуппи нет-нет да возникает на повестке дня. То в связи с фильмом I am love Луки Гуаданьино с Тильдой Суинтон в главной роли. Его действие разворачивается как раз в интерьерах отреставрированной силами фонд FAI виллы Некки-Кампильо (сегодня здесь музей итальянской живописи, курируемый Фондом).


То из-за переиздания мебели по его эскизам – в 2018-м к 130-летию или проекта эстетской миланской галереи Dimore Gallery на выставке Design Miami/Basel, где были представлены раритетные образцы мебели Порталуппи для частных вилл.

То из-за открытия после реставрации очередного дворца Порталуппи, как было в 2019-м с виллой Корбеллини-Вассерманн, где интерьеры с фирменным декором приспособили под модную галерею Massimo De Carlo.


Наконец, из последних информационных «вбросов» – выход самой полной монографии, обобщающей творчество мэтра: Piero Portaluppi: Between tradition and the avant-garde, Издательство Rizzoli, 2021-й год.

