Дизайнер Карим Рашид (р. 1960) спроектировал тысячи предметов, получил сотни международных наград. Его имя стало нарицательным, когда говорят о популярности, маркетинговом отклике и самой широкой специализации (или ее отсутствии) в дизайне.
По теме: Карим Рашид и ABD Architects построят дом в Москве
Вы можете назвать себя перфекционистом? Абсолютно точно! Я работаю с современной культурой, как скульптор. Я — дизайнер, художник, нонконформист, перфекционист — так я настроен по жизни. А еще я — нетерпеливый, трудолюбивый, оптимистичный, любящий, щедрый, добрый и щепетильный.
Когда вы начинаете работу, вы сразу представляете результат? Часто бывает так, что идей у меня гораздо больше, чем заказчики могут реализовать. Я не люблю полумер; раз я пришел в этот мир, моя задача — выложиться по полной, внести свой вклад, насколько это возможно. Если уж я взялся за проект — у него обязательно должна появиться какая-то изюминка. Для меня очень важно, чтобы в результате творческого процесса на свет появлялись вещи, которые вызовут чувственный отклик, которыми люди будут пользоваться с удовольствием. Я и сам пользуюсь своей продукцией, поэтому знаю, о чем говорю.
Вам нужны какие-то особые условия, атмосфера? Самое сложное — полная свобода творчества. Чем больше требований, пожеланий со стороны клиента, тем проще: именно они стимулируют новые идеи. Яркий тому пример — премиальный бренд Rich и его линейка RichCrystal, которая должна была стать стильным решением для баров и ресторанов. Существует множество упаковок сока на любой вкус и цвет, очень сложно придумать что-то действительно новое. Однако после изучения и проработки вариантов нам с командой Rich удалось создать минималистичный образ, своего рода перерождение классической формы. У бутылочки нет острых углов, поэтому ее легко взять, она приятна на ощупь. Теперь это не просто безымянный сок в безликом стакане, а изысканный премиальный напиток.
Какие главные тренды в дизайне интерьеров? Я не люблю тренды и мне не очень нравится слово «стиль». Цифровая трансформация нашего мира привела к тому, что из-за переизбытка визуальной информации мы потеряли глубину восприятия. Мы не видим пейзаж целиком, а как будто смотрим на него из маленького окошка. В погоне за трендами многие дизайнеры имитируют стиль. К примеру, industrial chic — уже повсюду, в нем нет былой оригинальности. Можно сказать, что сейчас мы живем в двух мирах. Один из них искусственный, китч оптических иллюзий, а другой — реальный диджитал мир. Дизайн должен быть частью современной культуры, а не зацикливаться на стиле и трендах.
Вы говорили, что не любите «классику». То есть, по-вашему, того, что никогда не выйдет из моды не существует? Я ничего не имею против старины. Я просто не верю в репродукции. Мы постоянно производим новые предметы в попытке приблизиться к прошлому — такому прошлому, в котором никогда не жили. Если бы вы собирались купить машину сегодня, вы бы выбрали лошадь с повозкой? А если бы вам был нужен гаджет, чтобы слушать музыку, вы бы купили радиоприемник?
От чего однозначно пора избавиться? Избавьтесь от безвкусных сувениров. Чем меньше, тем лучше! Еще раз проверьте себя, что вы действительно хотите то, что собираетесь купить. Я сам по себе не сторонник антипотребительства, но думаю, что важно потреблять с умом. Покупайте только то, в чем действительно нуждаетесь.
Можете назвать три вещи, которые мгновенно преобразят интерьер? Стремитесь к порядку. Расставьте все в ровную линию: все предметы, вазы, книги, колонки. Порядок вдохновляет. Порядок — это дзен, он расслабляет. Забудьте о занавесках: от них никакого толку — одна пыль и грязь, из-за них комната выглядит громоздкой. Купите вместо них римские шторы. Спрячьте все кухонные принадлежности. Кухня должна быть минималистичной и красивой. На поверхности должны оставаться только самые необходимые и интересные вещи. Все остальное надо убрать.
Не надо захламлять пространство. Если вы что-то запрятали, вы уже не будете этим пользоваться. Избавьтесь от этого.
У вас есть кумиры или люди, которые вас вдохновляют? Пожалуйста, вот целый список: Луиджи Колани, Этторе Соттсасс, Джо Коломбо, Филипп Старк, Джордж Нельсон, Чарльз Имз, Исаму Ногучи, Росс Лавгроув, Бруно Мунари, Карло Моллино, Гаэтано Пеше, Виктор Папанек, Дэвид Карсон, Фредерик Кислер, Широ Курамата, Бакминстер Фуллер, Заха Хадид, Оскар Нимейер, Тойо Ито. Из современных художников — Dalek, Dutchman, Джефф Кунс, Питер Хейли, Энди Уорхол, Герольд Миллер, и это далеко не все…
Какие советы вы бы дали дизайнерам? Дизайн — это работа с современными условиями, чтобы сформировать будущее, в котором будет существовать человек. Смысл в том, чтобы создавать что-то качественное, улучшенное, двигающее нас вперед. Молодым я всегда даю такой совет: «Будьте умными, терпеливыми, учитесь учиться, учитесь быть практичными, но не забывайте про поэтику. Ищите новые способы выражения, новые смыслы, новую эстетику, экспериментируйте с новыми материалами, создавайте новые парадигмы. Но при этом всегда помните об очевидных человеческих потребностях, которым должен соответствовать продукт: эмоции, легкость использования, технологическое преимущество, юмор, позитивная энергетика, достоинство».