HIP HOP: Федор Ращевский — о трендах в дизайне офисов
18 июня 2018 г.
Какие офисы сегодня проектируют, а в каких хочется работать? Об общественных интерьерах — наш эксперт, архитектор Федор Ращевский.«Мы выделяем два глобальных тренда в проектировании общественных интерьеров, — говорит Федор Ращевский, партнер архитектурного бюро Offcon, куратор программы «Дизайн общественных пространств» в Британской высшей школе дизайна. Причем они удачно уместились в звучную аббревиатуру HIP HOP: Human Integration Process / Human Oriented Planning.
Рынок труда изменился, и работодателям в передовых секторах экономики уже не удается заполучить лучших сотрудников путем только высокой заработной платы. Cотрудники хотят качественных условий труда, а в идеале — офиса-символа, своеобразной иконы стиля, который повышал бы их социальный статус. Привлечь сотрудника — половина успеха, важно удержать его, интегрировать в образ и философию компании, в бренд, сделать лояльным и увлеченным.
Сотрудники оценивают офис не по тому, насколько он люксово выглядит, а насколько он приспособлен для работы и смены обстановки, насколько через пространство и сервисы они ощущают заботу о себе руководства. Оптимистично настроенные, мотивированные люди всегда работают лучше, чем запуганные и бюрократизированные.
Типология новых пространств: Activity Based Office
Важно, чтобы для каждой своей задачи сотрудник мог найти в офисе подходящее место. Нужна концентрация, значит необходима зона, где её можно достичь (focus room, phone booth). Нужна коллаборация — требуется высокий стол рядом с поверхностью для рисования или с интерактивным экраном и т.д. Эффективное в своем разнообразии рабочее пространство — это называется Activity Based Office.
Релакс-зона для переключения сознания
Релаксация как таковая не генерирует идеи (как никакая зона сама по себе не гарантирует того, что в офисе резко возрастет творческий потенциал). Релакс-зоны эффективны как инструмент переключения сознания, перегруженного информацией. Как правило, такие зоны воспринимаются шаблонно: умиротворяющие тихие комнаты в мягких тонах, с растениями в горшках или креслами-мешками, но это поверхностное восприятие. Если вы хотите просто сделать в офисе тихую комнату, то стоит задуматься о формате библиотеки, в которой действуют определенные правила: например запрещено пользоваться телефоном.
«Уютный» офис не аналог дома
Я совсем не одобряю тот факт, что офис зачастую становится домом. Важно соблюдать баланс между личным и рабочим временем. Многие компании стараются, чтобы сотрудники больше времени проводили в офисе, но офис должен оставаться пространством для работы, общения, обмена мнениями, поиска решений, а дом — быть местом семейным.
Перспектива коворкингов
Она туманна, как и перспектива всей «совместной» экономики. Система, построенная на одалживании рабочего места или предмета быта, не может удовлетворить крупную корпорацию. Вы не будете брать в аренду станок, если собираетесь производить на нем что-то на постоянной основе. Так же вы не будете арендовать временные рабочие места для прогнозируемо растущего бизнеса на конкурентных рынках, где ценится конфиденциальность информации. Другое дело, что сама модель коворкинга как недорогого и гибкого решения очень даже применима в проектировании офисов: в ней изначально заложены многие правильные идеи функционирования каждого квадратного метра.
Вдохновение
Для меня всегда ориентиром были работы Gensler, калифорнийской студии O+A, интересно смотреть на то, что делают T+T Architects, бюро Kleinewelt Аrchitekten. IND Architects всегда привлекают чистотой и сдержанностью, ну и я в полном восторге от интерьеров Дмитрия Овчарова и его бюро NEFA. Мой личный наиболее сложный и успешный пример — разработка рабочих зон штаб-квартиры «Лаборатории Касперского»: нам удалось изменить мышление, способ деятельности и бытования в рабочем пространстве огромной команды.
Если говорить о новой частной архитектуре в России, мне очень нравится то, что делает бюро Le Atelier Сергея Колчина это, в основном, частные дома и квартиры — всегда очень изысканная тонкая работа. Прекрасные работы у бюро Александры Федоровой.