Исаму Ногучи (Isamu Noguchi, 17.11.1904 — 30.12.1988) видел свою работу в том, чтобы формировать «пространство, придавать ему порядок и смысл». Ногучи работал с разными породами камня, с металлом, глиной, рисовой бумагой, деревом. Сам себя не относил ни к одному направлению. Его оптика и осязание были сформированы таким образом, что он считал, что вообще «всё — скульптура».
По теме: Роберт Стадлер в музее Исамо Ногучи
Скульпторы видят в Исаму Ногучи скульптора, дизайнеры — дизайнера, ландшафтники — ландшафтника, а урбанисты — проектировщика, который мог бы оказать более сильное влияние на городскую среду, если бы современники отнеслись к его идеям более внимательно.
Отец Исаму — Йон Ногучи (Ёнэдзиро Ногучи 1875-1947) — японский поэт, восходящая звезда, жил на Риверсайд-драйв на Манхэттене. В 1901 году через газету бесплатных объявлений он познакомился с Леони Гилмор, молодой американской писательницей, где та искала работу внештатного редактора. У них случился короткий роман, после которого Йон вернулся в Японию, оставив Леони на шестом месяце беременности. Отец был насколько знаменит, что когда Леони родила мальчика, об этом написала лос-анджелесская газета, подчеркнув смешанность союза: «Белая жена поэта Йона Ногучи представляет мужа и сына». Всю последующую жизнь Ногучи чувствовал неопределенность своей национальной идентичности.
«Только в искусстве мне удавалось обрести самого себя», — признавался скульптор в последний год жизни. Мать Исаму Ногучи была натурой артистической и оказала на него сильное влияние. Загадочная и трагическая фигура матери очень многое определила в его жизни, Ногучи это знал и никогда не скрывал. «Я думаю, что я плод воображения моей матери… Она всегда хотела, чтобы я стал художником».
Он выполнил ее желание, но уже после смерти Леони: она скончалась в 1933 году от пневмонии в возрасте 59 лет. В годы учебы, когда мать пыталась воссоединиться с отцом, Ногучи провел десять лет в Японии. Тут ему удалось стать «мудрым по части природы». Он присмотрелся к тому, как японцы относятся к материалам и с каким пиететом делают каждую вещь. Леони читала ему греческие мифы и одновременно хотела, чтобы он изучал, как японцы строят дома.
По теме: Японская архитектура: загадки и история
В 1918 году она отправила 13-летнего Исаму одного в штат Индиана учиться в передовой школе Iterlaken School, где был культ практических занятий. Здесь Ногучи, «беспризорник», как он сам себя называл, и получил художественное образование, и приобщился к духовным практикам. В школе изучали итальянскую бронзу, там он встретился с Гутзоном Борглумом, будущим автором знаменитого Рашморского мемориала.
По теме: Ора-Ито: мраморный оммаж Исаму Ногучи
В Париже Ногучи присоединился к студии Константина Бранкузи, проникся его видением базовых форм, именно тогда у Ногучи проснулся вкус и понимание модернистской эстетики, к которой он добавил традиционный японский отказ от самонадеянности и желания самоутвердиться. Пожалуй, фирменным приемом Ногучи-скульптора стали его артистические попытки внедриться в камень. Он практиковал вырезание, сверление, растачивание и каннелирование.
Ногучи в течение жизни встречался со многими ключевыми фигурами ХХ века. Сильное впечатление на него произвел выдающийся проектировщик, архитектор Бакминстер Фуллер, которого Ногучи называл «мессией идей».
Находясь в США, он особенно остро ощущал себя японцем. Во время войны добровольно с соотечественниками-японцами сидел лагере для интернированных, который был разбит в штате Аризона. Именно там ему удалось овладеть многими традиционными японскими техниками и еще больше сблизиться с соотечественниками. До войны Ногучи неожиданно отправился проходить подготовительный курс на медицинский факультет Колумбийского университета. Мать была категорически против, по ее мнению, Исаму должен был «стать богом и звездой».
Константин Бранкузи учил Ногучи: «Сейчас ты максимально хорош, насколько это возможно. То, что ты делаешь — вещь». В 1920-30-х годах Ногучи делал портретные бюсты, пробуя материалы, которые бы наиболее полно отражали характеры его моделей. В более поздний период у него были каменные абстрактные композиции, которые также обладали пластической оригинальностью и удивительным образом формировали энергию вокруг себя.
Ногучи тяготел к междисциплинарным проектам. Например, он делал декорации для постановок Марты Грэм, одной из основоположниц современного американского танца. Совместно с архитекторами проектировал сады.
В историю дизайна ХХ века Ногучи вошел благодаря знаменитому столу, созданному для американской фирмы Herman Miller. Еще один хит прославленного японца — невероятно популярные и бесконечно копируемые световые скульптуры Akari.
Даже нереализованные проекты Исаму Ногучи — немного печальная история потенциальных удач. Отец современного Нью-Йорка, градостроитель Роберт Мозес, отверг передовую игровую площадку, которую Ногучи спроектировал для штаб-квартиры ООН. Был также нереализованный проект для парка Ривер-сайд и совместный проект с архитектором Луисом Каном. В своих работах Исаму соединил западный, модернистский подход с традиционными приемами мастеров Китая и Японии. Исаму Ногучи стал героем выставок современного искусства Documenta II (1959) и Documenta III (1964) в Касселе. В 1986 году представлял искусство США на Международной арт-биеннале в Венеции.
Ногучи хотел остаться в памяти людей не конкретными работами, а своим вкладом в «понимание жизни». В 1980 году скульптор создает Isamu Noguchi Foundation, Inc. С 1981 по 1985 год руководит Садовым музеем Исаму Ногучи (Isamu Noguchi Garden Museum). Однажды, работая в саду Noguchi Museum, он сказал о себе по-японски смиренно: «Я не пришел ни к каким выводам, не увидел ни истоков, ни окончаний».