Лувр Абу-Даби глазами влюбленного человека
23 июля 2018 г.
Дизайнер Майк Шилов отправился в Абу-Даби, чтобы своими глазами увидеть грандиозное сооружение арабского Лувра. О своих впечатлениях он рассказал «ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН» и сопроводил своими фотографиями.В ноябре 2017 года в Абу-Даби появился свой Лувр. Комплекс, расположенный на острове Саадият в Персидском заливе, построен французским архитектором Жаном Нувелем. Новый музей — не филиал парижского Лувра, хотя и связан с ним. По соглашениям, подписанным правительством Франции и ОАЭ в 2007, проект в Абу-Даби получил на 30 лет право называться Лувром.
Эта возможность стоила 525 млн евро, которую арабские шейхи должны будут выплатить за три десятка лет. Помощь в формировании коллекции и обучении сотрудников оказывают французские специалисты, а 13 французских музеев предоставили «Лувру в пустыне» напрокат 300 шедевров, включая работы Ван Гога, Поля Гогена, Пабло Пикассо и Леонардо да Винчи.
Не многие решили рассмотреть воочию это «восьмое чудо света». Майк Шилов отправился в Абу-Даби, чтобы своими глазами увидеть грандиозное сооружение арабского Лувра. О своих впечатлениях он рассказал «ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН».
«Я всегда относился к Жану Нувелю с большим уважением, но никогда не восхищался. Проекты великого архитектора-модерниста казались мне немного суховаты, а его произведения в интерьерном жанре и вовсе представлялись скорее схемами, чем пригодным для жизни концепциями. Признаюсь, я был не то чтобы неправ.
Лувр Абу-Даби привлек мое внимание, конечно же, самим фактом своего появления. Тщеславное желание увидеть своими глазами столь удивительное для арабского востока явление заставило меня в кои-то веки, а точнее, впервые, отправиться в Эмираты. Пара дней в Дубае, и вот мы катим на арендованной машине в соседний эмират.
Подъехав к Лувру и припарковав машину на бескрайнем паркинге, я почувствовал примерно то же, что чувствуешь, приезжая в парк аттракционов или в шопинг-молл где-нибудь в Америке: буквально посередине, «ниоткуда» вдруг возникает мираж, который оборачивается оазисом развлечений, а на этот раз — аттракционом искусства. Неожиданно и многообещающе — но, возможно, это и есть все лишь очередная попытка поразить воображение видавших виды туристов?
Вход в музей сразу же создает приятное впечатление: улыбчивые девушки продают билеты. Кстати, билет не дешевый – но в Эмиратах и нет ничего дешевого. Ожидание друзей, покупающих билеты, приятно компенсируют интересной конструкции сиденья — наподобие тех, которые встречаются в некоторых европейских метрополитенах.
Я рассматриваю и фотографирую черную кожаную «гусеницу» вертикального дивана, поражаясь степени детализации дизайна и уже узнавая руку Мастера. Вспоминается когда-то разработанный Нувелем для Molteni&C диван из перфорированной кожи, натянутой на основание – такой же холодный и точный архитектурный почерки, но этот холод не пугает, а скорее освежает словно легкий бриз.
Вдали уже виден проход в залы, но вначале мы спускаемся осмотреть нижний офисный этаж. Я остаюсь в восхищении перилами лестницы из полированного бетона – они изготовлены из литого алюминия, а элегантный профиль отчетливо напоминает работы модернистов времен Баухауса. По дороге к коллекции заглядываем в музейную лавку – она скорее напоминает дизайнерский концепт-стор, в котором нашлось место и сувенирам, и образцам европейского дизайна, и местным вещицам, выполненным с большим изяществом, и даже, что, признаюсь, удивило, большой селекции парфюмерии. Мое предчувствие молла отчасти оправдалось — шопинг в Лувре это не шутка, а вполне себе реальность.
Так же оказывается правдой и ассоциация с посещением грандиозного Луна-парка. С самого первого зала Лувра Абу-Даби начинаются ахи-охи-селфи-вздохи. Кажется, Нувель словно волшебник отдергивает перед вами занавес, чтобы сразу же громко заиграл оркестр, затрубили трубы, зазвенели фанфары. Черный зал, белый зал, зал-лабиринт, зал во стеклянным потолком, в котором скрыта сложная система жалюзи, снова совершенно темный зал с выхваченными из темноты лучами невидимых ламп экспонатами.
Но это приятное удивление, переходящее в восторг. По мере того, как продвигаешься по залам, все больше оцениваешь режиссуру гениального маэстро, его точное попадание смычком большой архитектуры по струнам наших душ. Я наслаждаюсь падающим из ниоткуда светом в одном зале, тут же окунаюсь в волнующий мрак другого — и мы, с остальными гостями, словно заговорщики, следуем по нему друг за другом, будто выполняем важную миссию.
Посетители и правда поражают не меньше самого музея: кажется, все расы и религии с присущими им нарядами и стилями одежды сошлись сегодня в этом удивительном Вавилоне. Но находиться посреди такого столпотворения приятно — ты чувствуешь себя соучастником события, которые заинтересовало и взволновало весь мир.
И вот, наконец, последние залы, и выход на улицу, под великолепный ажурный купол, за причудливой многослойностью которого скрываются сложнейшие инженерные расчеты. Вес больше, чем у Эйфелевой башни, и всего четыре незаметные опоры! Купол парит в воздухе, а под ним во все стороны разворачиваются архитектурные инсталляции — кубические объемы идеальных пропорций, совершенные параллели и диагонали в совокупности с окружностями и идеально очерченными дугами представляют собой просто пир для глаз человека моей профессии.
Я словно зачарованный любуюсь открывшейся мне картиной величия Жана Нувеля. И подходя к кромке одного из лучших видов, открывающихся из Лувра, замечаю красный пожарный брандсбойт, отважно нарушающий кипельно-белую идиллию «дворца культуры». Я любуюсь им, словно ярким цветком, выросшим посреди бетонных джунглей, фотографирую на память и мысленно целую Лувр Абу-Даби на прощанье. Этого удивительного проекта могло бы и не быть, но как же прекрасно, что он состоялся. Лучший новый музей мира, вне всяких сомнений».