Наото Фукасава (Naoto Fukasawa, р. 1956) заработал себе реноме проектировщика, вдохновляющего компании, производящие гаджеты, бытовые приборы и светильники. Он оказал сильнейшее влияние на бренды, которые считаются голубыми фишками на рынке техники.
По теме: Новая бедность
NAOTO FUKASAWA
Родился в 1956 г. на острове Хонсю. Изучал искусство и 3D-дизайн в Tama Art University. Работал дизайнером в компании Seiko-Epson до 1988 г., потом в Сан- Франциско в компании ID-two в IDEO. В 2003-м открыл бюро Naoto Fukasawa Design. С 2001 г. — консультант компании Muji. В 2003-м основал бренд plusminuszero (±0). Среди его заказчиков — B&B Italia, Driade, Magis, Artemide, Danese and Boffi, Matsushita Electric Works.
Наото Фукасава подарил современному дизайну культуру супераскетичного быта. Все, кто любит японскую сеть Muji , отлично знают его стиль. А настоящие поклонники, спустя годы, с удовольствием вспоминают бесподобный СD-проигрыватель в форме винтажного вентилятора. Он входит в консультативный совет по дизайну Muji и является арт-директором Maruni.
Вещам следует быть простыми. Они не должны пугать людей чрезмерной сложностью, плохо, если стул или диван оскорбляют вас путаностью функций или заносчивой формой. Неслучайно Фукасава все время размышляет о том, как «убрать себя» из проекта. В своей книге «Контур дизайна» (Outline of Design) он напоминает, что предмет в любом случае несет отпечаток рефлексии дизайнера, ведь он принимает решения и делает выбор. Всякое же дополнительное выражение индивидуальности автора излишне, ведет к манерности и искаженному пониманию того, что хорошо и что плохо в дизайне.
Именно Наото Фукасаве удалось внедрить в головы маркетологов и продюсеров методику «тактильного брендирования» (haptic branding) — смысл этого подхода в том, что визуальное восприятие предмета — лишь часть нашей перцепции. Пользуясь предметом изо дня в день, мы привыкаем к его форме, весу, фактуре, пальцы помнят изгибы пультов и мышек, кофейников и чашек, мы не только видим, но щупаем бренды, и это необходимо учитывать, создавая новые коллекции и продвигая их на рынке.
Ключевым Фукасава считает принцип without thought. Научиться проектировать «без мысли» — значит больше наблюдать бессознательные реакции людей, чем слушать их заявления. Именно этому он учит, путешествуя по всему миру с авторскими мастер-классами.
На его стиль смотрят передовые американские производители техники. Intel, Hewlett-Packard (HPQ) и, конечно, Apple. Наото Фукасава — обладатель бессчетного числа премий, в том числе американской IDEA Gold Award, немецкой if Gold Award, британской D&AD Gold Award. Преподает в двух японских университетах. А несколько лет назад стал директором первого в Японии музея дизайна 21_21 Design Sight. На Неделе дизайна в Милане в 2017 году он показал коллекцию Hiroshima (деревянные стулья), разработанную совместно с Джаспером Моррисоном для Maruni и безупречную по концепции и красоте инсталляцию Unveil для Geoluxe В 2018 Наото Фукасава был награжден премией Исаму Ногучи, а в 2019 получил награду журнала Wallpaper.