Хелла Йонгериус (Hella Jongerius, р. 30.05.963) дарит нам эклектику самой высокой пробы. Знает материалы, декоры, техники. Умеет не только думать головой, но и работать руками.
По теме: Ульф Мориц (Ulf Moritz): 30 лет с текстилем
HELLA JONGERIUS
Промдизайнер, глава маленького бюро Jongeriuslab и арт-директор Vitra. Выпускает собственные продукты и коллекции для клиентов, среди которых фабрики Royal Tichelaar Makkum, Vitra и объединение Droog Design. Ее выставки устраивали Музей дизайна в Лондоне, Музей современного искусства в Нью-Йорке, Музей дизайна Купер Хьюитт, галереи Kreo (Париж) и Moss (Нью-Йорк). Преподавала в Академии дизайна в Эйндховене (1998–2004), имеет профессиональные премии и награды.
Хелла здорово выглядит в белых резиновых сапогах а-ля деревенские кирзачи и в кружевной юбке а-ля нижнее белье. Своенравная голландка почти двадцать лет готовит отличные коктейли. Например, давным-давно смешивает дело с бездельем: еще в 2001 году по заказу нью-йоркского Музея современного искусства (МоМА) сделала проект My Soft Office — кровать со встроенным компьютером и ячейкой для пиццы в клавиатуре. Умеет спаривать офисные стулья с кринолинами (декоративные объекты Office Pets, Vitra), а дичь и снедь с посудой так, чтобы на фарфоровой тарелке красовались упитанные улитки, бегемоты и зайчики (Animal Bowls. Nymphenburg).
Считается, что голландские дизайнеры — баловни судьбы. Во-первых, потому что соотечественники воспринимают их затеи серьезно и готовы покупать даже керамику, пришитую к скатерти (голландский дизайн всегда мыслил себя искусством). Во-вторых, местные чиновники охотно тратят госбюджеты на выставки сумасшедших ваз, кресел, столов и предоставляют талантам огромные мастерские и бывшие фабрики даром.
Хелла Йонгериус, пожалуй, самая мощная карта в дизайнерской колоде Голландии. Она одна известна почти так же, как все участники группы Droog Design, с которой долго сотрудничала. Отучившись в Академии дизайна в Эйндховене, энергичная Хелла не металась по студиям больших мастеров, а сразу организовала собственную — Jongeriuslab.
Она сохраняет независимость, вызывая уважение коллег и оттачивая стиль. Не замечена в проходных проектах и коммерческой халтуре. Ее поклонником стал известный куратор дизайна Дидье Кржентовски (парижская Galerie Kreo), который сделал ей ни одну персональную выставку: а уж удивлять Хелла умеет. Чего только стоят столы-гибриды с огромными, залезающими на столешницы лягушками или черепахи, поддерживающие блюда для кофейных посиделок.
В 2012 году Йонгериус разработала дизайн салона и кресел бизнес-класса для Boeing 747 голландского перевозчика KLM и продалжает с ним сотрудничество. В 2013 году совместно с Ремом Колхасом обновила лаунж-зоны и залы ожиданий делегаций в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.
«Я за богатство материалов и внимание к мелочам. Союз между массовым потоком и ремесленным качеством возможен, и я знаю, как поженить традиции с новыми технологиями. Стараюсь думать только о тех вещах, которые захочется полюбить, взять в семью и разделить с ними долгую жизнь». В 2016 году она сделала масштабную инсталляцию «Цветовая машина» для швейцарской компании Vitra в Милане, во время Миланской недели дизайна.
«Цветовая машина» — палитра оттенков и тканей из Библиотеки цветов и материалов (Vitra’s Colour and Material Library). С 2008 года Хелла Йонгериус сотрудничает с Vitra в качестве арт-директора по выбору цветов и материалов, обновляя классику дизайна и выбирая эксклюзивных ткани и кожи для новых коллекций.
По теме: Какого цвета «нестабильность»? Выставка Хеллы Йонгериус в Лондоне