Датский дизайнер Поул Кьерхольм (Poul Kjærholm, 1929–1980) — хедлайнер аукционов, чьи произведения оцениваются в трехзначные цифры. Среди востребованных моделей — кресло PK22, созданное в 1955 году. Его оригинальная версия — экспонат выставки Mad House в Московском Мультимедиа Арт Музее, где предметы послевоенного дизайна выставлены на фоне современного искусства. Об истории PK22 рассказывает куратор выставки — галерист Алина Пинская.
«Интересно, как некоторые художники или дизайнеры выбирают свой материал, изучают его и преклоняются ему всю жизнь. Поул Кьерхольм, представитель второго поколения датских модернистов, как раз является таким «однолюбом». Его тема — металл. В то время как коллеги осваивали дерево, Кьерхольм сосредоточился на стали. Восхищенный игрой света на стальных поверхностях, он считал этот материал в той же степени важным, что и дерево. Как пишут некоторые историки дизайна: «Сталь была его холстом; мрамор, веревка, кожа — его красками».
Вещи Кьерхольма великолепно сконструированы — это переработанный симбиоз датских мебельных традиций, Баухауса и эстетики нидерландской художественной группы De Stijl. Кьерхольм вдохновлялся работами ранних модернистов, прежде всего таких, как Мис ван дер Роэ. Отсюда, скорее всего, выбор стали, кожи, стекла и мрамора как основных материалов.
Скандинавский послевоенный дизайн славится так называемыми «органическими» формами. Про Кьерхольма можно сказать, что со сталью он обращался, как с природным материалом, создавая эти самые формы. По образованию Кьерхольм — мастер-краснодеревщик, но дерево, он забросил довольно быстро. Сам Кьерхольм называл себя «мебельным архитектором». Выпускник копенгагенской Школы искусств и ремесел (School of Arts and Crafts, сегодня — Danmarks Designskole) при Датской академии изящных искусств, Кьерхольм два года работал у Ханса Вегнера. Вегнер познакомил Кьерхольма с Кольдом Кристиансеном, начинавшим когда-то менеджером по продажам компании Carl Hansen & Søn, а впоследствие ставшим фабрикантом мебели.
Кристиансен так проникся талантом молодого дизайнера, что в 1956 году открыл отдельное мебельное производство под своим именем: Ejvind Kold Christiansen. Занималось оно изготовлением вещей одного-единственного дизайнера. Это тесное сотрудничество закончилось лишь в 1980 году со смертью Кьерхольма и оставило миру 13 прекрасных творений мастера. Права на производство и продажу этих объектов в 1982 году выкупила фирма Fritz Hansen, которая делает их и поныне. В том числе знаменитое кресло PK22.
PK22 считается «переломным моментом» в творчестве Кьерхольма — изгибы этого кресла становятся чем-то вроде визитной карточки дизайнера и повторяются во многих его последующих вещах.
Модель кресла PK22, представленная на выставке в МАММ, была разработана в 1955 году и является развитием PK25 — дипломной работы 1951 года. Та, в свою очередь, — некий оммаж знаменитой «Барселоне» ван дер Роэ. А если проследить историю глубже, то главным прародителем будущих легенд модернизма исследователи скандинавского дизайна считают стул Klismos датчанина Николая Абильгаарда, в прообразах у которого значится древнегреческий стул того же названия.
Кресло встречается под тремя разными обозначениями: PK22 (Poul Kjaerholm 22), No. 22 и EKC 22 (Ejvind Kold Christensen — по имени производителя). Модель PK 22 значится в постоянных коллекциях международных музеев: Les Arts Decoratifs, Paris (PK22), Vitra Design Museum (PK22), Weil am Rhein».